В качестве одного из наиболее эффективных финансовых инструментов реализации энергоэффективных проектов в ЖКХ могут быть использованы механизмы государственно-частного партнерства, считают участники Всероссийского форума "Энергоэффективность в жилищном и коммунальном хозяйстве". Однако привыкший к дотациям сектор ЖКХ пока только учится привлекать внебюджетные средства.
По мнению директора Департамента инвестиционного проектирования Центра развития ГЧП Алексея Толстика, трудности в использовании механизмов ГЧП при реализации энергоэффективных проектов связаны с тем, что государственно-частное партнерство пока новый механизм для региональных и муниципальных администраций, опыт реализации подобных проектов еще не накоплен. К тому же существует дефицит бюджетных средств, выделяемых на структурирование таких проектов.
"Для реализации энергоэффективных проектов в ЖКХ необходима государственная поддержка, - говорит Алексей Толстик. - Требуется выделение бюджетных средств на консультационные услуги и предварительные энергетические обследования, а они зачастую не предусмотрены в региональных бюджетах".
К тому же, как отмечают эксперты, крайне трудно добиться от властей понимания необходимости выделения средств на реализацию проектов ГЧП в сфере ЖКХ: "Все наши просьбы остаются не услышанными, - констатирует директор "ИТЦ Горэнергосервис" Геннадий Яковлев. - Многие чиновники не понимают всей важности реализации таких проектов".
Участники форума также отметили, что наиболее существенным потенциалом по повышению энергоэффективности обладает ЖКХ, однако именно этот сегмент экономики хуже всего двигается в направлении энергоэффективности.
"По нашим данным, 70% систем освещения объектов оснащены энергорасточительными источниками света, - сокрушается советник супервайзера проекта "Новый свет" Владислав Терехов. - Мы находимся в самом начале пути по повышению энергоэффективности данного сектора".
По мнению Владислава Терехова, для реализации задачи повышения энергоэффективности существует единственный приемлемый способ - внедрение энергосервисного контракта.
"Но есть определенные препятствия, которые не дают реализовать энергосервисный контракт, - отмечает он. - Во-первых, это проблема с финансовой составляющей компании. Бывает невозможно понять, сможет ли управляющая компания расплатиться по энергосервисному контракту или нет. Вторая и основная проблема - это отсутствие мотивации у управляющей компании внедрять энергоэффективные технологии. Когда мы приходим и предлагаем внедрить проекты энергоэффективности, управляющие компании нам обычно отвечают, что нет гарантий, что, например, через два года не выберут другую управляющую компанию, а срок окупаемости энергоэффективных проектов часто превышает 3-4 года. Та же самая ситуация и с внедрением энергоэффективных источников света. Управляющие компании не хотят задумываться о введении каких-то полезных новшеств, их и так все устраивает".
Помимо отсутствия мотивации, по мнению участников форума, внедрению энергоэффективных программ и энергосервисных контрактов препятствует несовершенство законодательной базы.
Исполнительный директор Подкомитета Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Евгений Коныгин считает, что Закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был разработан в "экспресс-режиме" и носит "в значительной степени полицейский характер". Документ, по его мнению, "вышел несбалансированным с точки зрения технического обеспечения многих его элементов". В нем в том числе не отображено создание рынка энергоаудита, энергосервиса и системы возобновляемых источников энергии.
По данным на март 2011 года, из 38 нормативных правовых актов в области энергоэффективности не принято еще семь, в том числе некоторые базовые ключевые акты, из-за которых происходит задержка реализации мероприятий по энергоэффективности в регионах России. Такие данные привел руководитель Департамента развития законодательства в сфере энергетики и инноватики "Российское энергетическое агентство" Алексей Туликов. По его словам, до сих пор не утверждены требования энергоэффективности зданий, госпрограмма по утилизации использованных энерго сберегающих ламп, правила определения нормативов потребления энергоресурсов, а также правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах.
"Затянувшейся" работу по формированию нормативно-законодательной базы в сфере энергоэффективности назвал и председатель Совета директоров ОАО "Российские коммунальные системы" Андрей Чибис. "Глядя на те документы, которые сегодня выходят и находятся в разработке, я скажу: лучше бы они не выходили", - заявил Андрей Чибис. По его мнению, нормативные акты в сфере энергоэффективности только усложняют и запутывают процесс реализации программ, за что в конечном итоге придется отвечать специалистам на местах.
"Когда в конце этого года окажется, что программы по установке приборов учета не реализованы и никакого снижения потребления по учреждениям не произошло, виновными окажутся коммунальные предприятия, управляющие компании, региональные и муниципальные власти", - полагает Андрей Чибис.
По мнению экспертов, требует совершенствования и сам энергосервисный контракт. Тот вид контракта, который существует сегодня, не готов для привлечения финансирования, его нельзя использовать в качестве инструмента привлечения банковского кредитования и в качестве залога, т.к. он несет в себе большое количество разноплановых рисков.