Новости

24.05.2011 00:40
Рубрика: Экономика

Партнеры в норме

ГЧП нуждается в комплексном законодательстве

В ходе заседания комитета Ассоциации менеджеров по ГЧП на тему "Развитие федеральной и региональной нормативной базы для проектов ГЧП" выступили эксперты, представляющие органы исполнительной власти, бизнес-сообщество, в частности, юридические компании, а также НКО.

На рассмотрении в федеральных органах власти находятся несколько законопроектов, существенно влияющих на реализацию инфраструктурных проектов на основе моделей ГЧП. Так, законопроект "О проектном финансировании" призван расширить проектный инструментарий для инвесторов. Готовится очередной пакет поправок в N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Ведется острая дискуссия по вопросу реформирования N 94-ФЗ.

Эксперты выделили ряд проблем, характерных для актуального момента развития рынка инфраструктурных проектов в России и нормативной базы. Среди главных: отсутствие стратегии и концепции развития ГЧП в России, а также координации со стороны уполномоченного государственного ведомства, разноплановость и первых проектов (транспорт, ЖКХ, здравоохранение). Также в этот ряд включают фрагментарность развития законодательной базы, выраженный отраслевой лоббизм, "девальвацию" законодательства (нескоординированность развития нормативной базы, декларативность региональных законов о ГЧП), доминирование государства в проектах.

По мнению экспертов, необходимо создать благоприятные законодательные условия для инвестирования в инфраструктурные проекты, развивая три ключевых направления: законодательство о проектном финансировании, о концессионных соглашениях, о налоговом и ином стимулировании инвестиций в облигации концессионера или иные проектные облигации.

Управляющий партнер юридической компании "Линия права" Юрий Туктаров, принимавший непосредственное участие в разработке законопроекта "О проектном финансировании", выделил две основные проблемы в области ГЧП. Частно-государственное партнерство родилось в результате того, что государственных денег стало не хватать на создание и поддержание инфраструктуры, в связи с этим вектор был перенаправлен в сторону привлечения частных инвестиций. Теперь мы стоим перед проблемой, когда внутренних частных денег не хватает для инфраструктуры. В качестве примера эксперт привел следующие цифры: потребность в частных инвестициях в транспортную систему составляет 7,528 трлн рублей, в то время как объем частного капитала во всей финансовой системе РФ не превышает 35,5 трлн рублей. Кроме того, частные инвесторы привыкли инвестировать на принципах корпоративного финансирования. Для того чтобы создать рынок инфраструктурного капитала в России, необходимо создавать преимущества - дополнительные стимулы, которые на данный момент отсутствуют. Необходимо создать благоприятные законодательные условия для инвестирования в инфраструктурные проекты. При этом следует ориентироваться на три направления: законодательство о проектном финансировании, когда есть возможность контролировать реализацию проекта и избежать произвола менеджеров проекта; законодательство о концессионных соглашениях, которое будет соответствовать международным стандартам регулирования; законодательство о налоговом и ином стимулировании инвестиций в облигации концессионера или иные проектные облигации.

По мнению менеджера проектов Практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы "Вегас-Лекс" Евгения Глумова, существует потребность в принятии закона о ГЧП на федеральном уровне ввиду отсутствия единого нормативно-правового акта, который регулировал бы все вопросы, возникающие в сфере ГЧП, и на уровне субъектов Федерации, где ГЧП и должно развиваться.

Очевидно, что направления развития инфраструктуры должны определять государственные и муниципальные органы власти на основе разработанной и принятой ими нормативной базы. Создание оптимальных основ законодательного регулирования ГЧП требует тщательного предварительного изучения многих сфер законодательства. Это связано прежде всего с тем, что федеральное регулирование этой области носит рамочный, общий характер. Региональные законы могли бы конкретизировать нормы, установленные на федеральном уровне, а также определить конкретные механизмы взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Федерации и инвестора - инициатора ГЧП-проекта. Кроме того, закрепление в региональном законе порядка применения ГЧП-инструментов позволило бы снизить правовые риски, разрешить правовые коллизии, восполнить пробелы, устранив правовую неопределенность в толковании отдельных норм закона.

Вместе с тем приходится констатировать, что при достаточно развитом федеральном законодательстве нормативные основы ГЧП в субъектах РФ на сегодняшний день в большинстве случаев не имеют системного характера. При этом власти различных субъектов весьма активно конкурируют друг с другом за привлечение национальных и иностранных инвесторов. Очевидно, что наличие качественного законодательства в этой сфере поможет обеспечить существенный рост региональной экономики за счет привлечения инвестиций российских организаций регионального и общефедерального значения, а также международных компаний.

Экономика Транспорт