Наоборот, некоторые из них, например, дефицит высокопрофессиональных кадров, сейчас встают в полный рост. К такому выводу пришли участники "круглого стола" "Проблемы малого и среднего бизнеса (МСБ) в Нижегородской области".
Государственная поддержка охватывает около процента регионального МСБ, который сейчас насчитывает 119 тысяч субъектов. Для них действуют различные областные программы - компенсация первого платежа по лизингу, займы под льготную ставку (9,5 процента годовых), работает областной гарантийный фонд.
- Также компенсируются затрат на профессиональное обучение кадров, - говорит первый заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Максим Черкасов.
Приоритетным направлением малого предпринимательства на ближайшие годы, считает заместитель министра, станет туризм и обслуживающая его инфраструктура, так как в регионе будут проходить матчи футбольного чемпионата мира 2018 года, а затем -выставка "ЭКСПО 2020". Кроме того, в ближайшее время планируется разработать комплексную программу развития малого предпринимательства Нижнего Новгорода, согласно которой в каждом районе областного центра появится бизнес-инкубатор.
- Поддержка МСБ должна учитывать специфику области, где с советских времен львиную долю реального сектора экономики занимает машиностроение, - считает генеральный директор одного из малых предприятий Александр Гореловский. - А пока наблюдается острейший дефицит квалифицированных специалистов - и рабочих, и инженеров. Программа по реанимации профессионально-технических училищ опоздала на пять-шесть лет. Именно тогда, в середине 2000-х, мы почувствовали нехватку рабочих. А сейчас нам не хватает и специалистов. Речь не идет об утечке мозгов за рубеж - их просто нет. Старые кадры в 1990-е ушли в коммерцию и утратили квалификацию, а новых просто не подготовили.
Роста производственных структур в малом бизнесе региона в последние годы нет, развивает тему заместитель руководителя Ассоциации промышленников и предпринимателей Виктор Зеленкевич. В обрабатывающих отраслях нижегородской промышленности занято 18 процентов МСБ, в строительстве - 15, в транспорте - чуть больше 4 процентов. Все остальное - торговля, общепит и бытовые услуги населению. В основном "малыши" занимаются поставкой на крупные предприятия сырья и материалов.
- Самое трудоемкое направление сотрудничества - изготовление деталей и узлов путем передачи малым предприятиям технологий и прав на производство - встречается крайне редко, - подчеркивает Виктор Зеленкевич. - Представители МСБ не гарантируют своевременную поставку на конвейер качественных деталей и узлов, а заводы с такими партнерами работать не могут. Максимум, что индустриальные гиганты могут доверить сейчас малому бизнесу, - это аутсорсинг в сфере клининговых услуг, организации питания сотрудников, транспортного обслуживания, строительно-монтажных работ.
Для развития малого бизнеса в сфере высоких технологий в России в целом и в Нижегородской области в частности необходимо создать так называемый инновационный лифт, утверждает эксперт проектно-учебной лаборатории нижегородского филиала одного из ведущих российских вузов Дмитрий Сидоров.
- Инновационный лифт - это возможность для инноватора совершить благодаря созданной инфраструктуре поддержки предпринимательства определенную последовательность действий, позволяющих превратить идею - научное открытие, новую технологию - в успешный инновационный бизнес, - объясняет Дмитрий Сидоров. - В США и многих странах Европы такой лифт давно создан и успешно функционирует. Особенность России заключается в том, что "шахту" для инновационного лифта у нас начинают строить не с первого этажа, а с последнего. Сначала стали развивать венчурное инвестирование, между тем как это - финальная стадия вывода инновационного продукта на рынок. И только сейчас стали появляться структуры, которые помогают инноваторам, не имеющим средств, но выдвинувшим перспективные идеи, создавать новый продукт и выходить с ним на рынок.