Жильцов не всегда извещают о договорах между управляющими организациями и телекоммуникационными компаниями.
Строго конфиденциально
Когда жители пятиэтажки по улице Комсомольской заметили, как несколько неизвестных вошли в подъезд с ящиком, они вызвали полицию. Мало ли что, время неспокойное. Двери им никто не открывал, люди вошли сами, воспользовавшись ключом от кодового замка. О предстоящих ремонтных или монтажных работах жителей никто не предупреждал. Прибывший наряд помог установить личности неизвестных. Ими оказались работники одной из компаний связи.
В подъезде они планировали проложить кабель и установить оборудование для подключения квартир к Интернету. Дело нужное, однако жители решили разобраться, почему такие работы проводят без их ведома. Большинство из них являются собственниками жилых помещений, а значит, они должны давать разрешение на монтажные работы. Впрочем, его может дать и управляющая компания, но только в том случае, если собственники выдадут ей соответствующую доверенность.
- В данном случае управляющая компания нарушает закон в части использования общего имущества жилого дома, - считает зампредседателя ТСЖ Евгений Бывшев. - У нас общее собрание по этому вопросу не проходило, и свои права мы не передавали.
РОВД провело проверку. Из УК туда принесли некий договор "О размещении оборудования". Оказалось, что такие документы коммунальщики заключают с разными компаниями, например, операторами сотовой связи или, как в данном случае, с интернет-провайдером. Судя по его содержанию, он действует от имени жильцов, хотя и непонятно, на каком основании. Более того, разрешение на прокладку коммуникаций управляющая компания расценивает, исходя из договора, как предоставление услуги и взимает за каждый установленный объект плату - 140 рублей.
Почему жильцы не знали о документе? Оказалось, что в нем есть пункт о конфиденциальности, согласно которому стороны обязуются не разглашать любую информацию, касающуюся предмета договора. Жильцам этот документ в УК не дали, и они получили его уже после того, как написали заявление в прокуратуру с просьбой ознакомить их с содержанием пункта о конфиденциальности.
- Монтажники входят в подъезды без проблем, также у них есть ключи от чердачных и подвальных помещений, - говорит Евгений Бывшев. - Зачем тогда нужны двери с кодовым замком, если они не могут обеспечить нашу безопасность? Мы же не знаем, кто под видом монтажника пришел в наш дом и что он делает в подвале или на чердаке. Разве невозможно обмануть управляющую компанию, представившись представителем компании связи?
Такого рода вопросы беспокоят почти всех жителей "бдительного" дома. Они считают, что УК их обманывает, заключая договоры за их спиной, и требуют ответить: куда идут деньги, взятые за выдачу разрешений? Как правило, во время монтажных работ в подъездах осыпается штукатурка, в лестничных площадках и перекрытиях пробивают большие отверстия. По логике, деньги должны идти на устранение последствий таких работ. Но монтажники ничего не штукатурят и не заделывают дыры, так что пока вопрос остается без ответа.
В судебном порядке
Частично завесу тайны приоткрыла прокуратура Заводского района. Здесь провели несколько проверок и пришли к выводу: действия УК по заключению договоров с компаниями связи и прочими "являются незаконными, поскольку на момент их заключения согласия собственников многоквартирных домов не было".
- Впоследствии, устраняя нарушения жилищного законодательства, управляющая компания расторгла договоры с указанными организациями, - рассказали в прокуратуре Заводского района. - А позже управляющая компания обратилась в прокуратуру с жалобой на действия одной из организаций, отказавшейся демонтировать оборудование.
Казалось бы, все ясно - кругом жалобы, предписания и выводы о незаконности действий. Но с мертвой точки дело не сдвинулось. Монтажники продолжают свободно ходить по подъездам, а коммуникации не демонтированы. Взимает ли по-прежнему УК деньги за свои "услуги", неизвестно. Чтобы это выяснить, видимо, надо снова писать заявление в правоохранительные органы. Однако вряд ли это поможет. Если УК действительно нарушает закон, то такой спор, скорее, подпадет под категорию хозяйственных и отношения придется выяснять в суде.
- В договоре есть любопытные пункты, - говорит Евгений Бывшев. - В них сказано, что в случае размещения оборудования без соответствующего решения общего собрания жильцов УК не несет ответственности ни за действия телекоммуникационной компании, ни за сохранность установленного оборудования. А претензии предлагает решать в судебном порядке собственникам жилья, то есть нам и телекоммуникационной компании. За что же она тогда отвечает и берет деньги? Это выглядит как страховка или попытка запутать тех, кто будет читать договор.
Телекоммуникационные компании оказались в сложном положении. Как рассказал корреспонденту "РГ" руководитель одной из таких фирм, он был уверен, что все происходит в рамках закона. "В УК показали решение заочного собрания собственников жилья с "добром" на установку нашего оборудования, - поведал он. - Мы были удивлены, когда к нам пришел запрос из прокуратуры". Он также рассказал, что заставить компанию демонтировать уже установленное оборудование можно, вероятно, только через суд.
Делать это должны собственники помещений. Им придется доказать, что общего собрания жильцов по вопросу прокладки коммуникаций не было. А если сохранился протокол, что бывает, надо через суд признать его недействительным. На основании этого можно попытаться признать нелегитимным и "договор о размещении оборудования", а УК придется привлекать в качестве третьего лица. Если все это удастся сделать, потребуется еще несколько процессов, чтобы добиться демонтажа оборудования и возмещения причиненных дому убытков. Однако их телекоммуникационная компания затем взыщет с УК, которая распоряжается деньгами жильцов. Словом, даже если собственники умудрятся совершить титаническую работу, они в конечном итоге за все и заплатят, а цена может выйти двойной. К тому же подобный путь не решит проблем безопасности. Кто поручится, что даже после серии судов под видом монтажника в подъезд не войдут, например, профессиональные воры или мошенники? Это же так удобно, иметь ключи от всех дверей.
Дни открытых дверей
Кстати, еще прошлым летом начальник городского управления законности, правопорядка и безопасности Геннадий Филонов на совещании в мэрии сообщил: "В антитеррористический комитет России из регионов поступают сообщения об участившихся случаях применения самодельных взрывчатых устройств". Чиновник отметил, что необходимо перепроверить входы всех чердачных и подвальных помещений: "Они должны быть недоступны для посторонних".
На днях Геннадий Филонов вновь коснулся этой темы. По его словам, призыв проверить чердаки и подвалы многими ответственными за это лицами и организациями остался не услышан. Кодовые замки по-прежнему не являются преградой для посторонних, а двери в технические помещения порой даже не закрыты. На помощь вновь призвали прокуратуру. По городу прошли проверки, и хотя бы косвенный механизм воздействия на УК был найден. Их стали штрафовать.
В частности, статья 161 ЖК РФ гласит, что "управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан". В соответствии с пунктом 44 Правил пожарной безопасности в РФ, "двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок". А на дверях должна быть информация о месте хранения ключей.
В мэрии обещают продолжить подобные совместные рейды. По крайней мере решению проблемы они не помешают. Однако жители "бдительного" дома с улицы Комсомольской убеждены, что проверять надо не замки на чердаках и подвалах, а управляющие компании: пусть забудут о конфиденциальности и объяснят, на каком основании они готовы распахнуть все двери перед кем угодно всего за 140 рублей.
В Липецке одна из УК заключила договор с четырьмя интернет-компаниями, которым за определенную плату позволила разместить телекоммуникационное оборудование в обслуживаемых ею жилых домах, и получала деньги за размещение и эксплуатацию рекламных конструкций в лифтах.
Как рассказал "РГ" прокурор Октябрьского района Липецка Павел Коростелев, эти доходы были получены с нарушением закона, поскольку распоряжаться имуществом общего пользования в многоквартирном доме могут только жильцы. На собрании они от имени всех собственников могут передать управляющей компании право заключать договоры пользования общим имуществом многоквартирного дома. Но таких собраний в доме не проводили.
- Как объясняют управляющие компании, этими доходами они компенсируют небалансы, которые возникают в том числе за счет недобросовестных неплательщиков, - говорит Павел Коростелев. - Но это неправильно. Все проблемы такого рода УК должны решать в суде, а не перекрывать свои расходы за счет добросовестных жильцов. И как распределять эти доходы, должны решать на общем собрании собственников жилья. Как в настоящий момент нам доложили в управляющей компании, там уже принимают меры к проведению общих собраний.
Арина Рудина