Умные чиновники пытаются откреститься от второй главной российской проблемы - дорог, которые находятся в аварийном состоянии.
Выяснилось, что в стране из федеральных трасс вдруг выпали несколько участков, проходящих через города.
Об итогах специальной проверки в интервью "РГ" рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законов о безопасности дорожного движения Генпрокуратуры Александр Русецкий.
Российская газета: Почему вдруг возникла проверка Росавтодора?
Александр Русецкий: Росавтодор отказывается принимать в собственность государства участок федеральной трассы в Иркутской области М-53 "Байкал". Соответственно деньги на него не выделяются, а ремонт не проводится. Техническое состояние этого участка безобразное, это напрямую угрожает жизни и здоровью граждан и безопасности дорожного движения.
РГ: А почему Росавтодор отказывался принимать дорогу?
Русецкий: Причины в неурегулированности законодательства о транзитных участках, которые проходят через муниципальные образования. И получилось, что эти участки выпали из всей протяженности трассы.
Сама трасса включена в перечень дорог федерального значения. Соответственно она на всем протяжении должна находиться в федеральной собственности.
Этот участок проходит через город Нижнеудинск, включая два железобетонных моста через реки Уда и Застрянка. Поскольку это федеральная трасса, то именно Федеральное дорожное агентство должно отвечать за ее состояние и безопасность. Еще в 2008 году Сибирский филиал "РОСДОРНИИ" провел диагностику этого участка. Выяснилось, что состояние мостов просто опасное. В июле 2009 года из-за дождей частично разрушился мост через реку Уда. Существует угроза полного прекращения движения по этой дороге.Сейчас у Росавтодора 30 дней на рассмотрение представления Генпрокуратуры.
РГ: А если в Росавтодоре не найдут денег на ремонт. Это же все-таки бюджетное агентство?
Русецкий: Они, конечно, могут сказать, что у них нет денег, и скорее всего так и будет. Так как деньги из бюджета на этот участок в этом году действительно не выделялись. Поэтому иркутская прокуратура параллельно в судебном порядке пытается этот вопрос решить.
Аналогичные нарушения ранее допускались Росавтодором при содержании участка автодороги, проходящего по городу Усолье-Сибирскому Иркутской области. Безобразное состояние этого участка дороги являлось причиной высокой аварийности и гибели людей.
В итоге по иску прокуратуры на ремонт дороги выделили 116 миллионов рублей. В настоящее время ремонт закончен.
По итогам прошлого года из-за неудовлетворительного состояния дорог по стране на 10 процентов увеличился рост ДТП и количество ранений и смертей.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в надзорном ведомстве, закончилась проверка дорожной госкомпании "Автодор". Дорожников уличили в несоблюдении требований законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных на доверительное управление автодорогами, а также по их строительству и реконструкции.
В полосах отвода автомобильных дорог компании и на принадлежащих ей объектах расположено около 700 рекламных конструкций. А договоров имеется лишь на 31.
Плата за использование земельных участков, на которых вдоль трасс М-1 "Беларусь" и М-4 "Дон" расположена почти тысяча объектов дорожного сервиса, составила в прошлом году всего 2 тысячи рублей.
К дополнительным бюджетным расходам может привести и нерасторопность по выкупу земель под строительство дорог у частников. Так, из необходимых для прокладки трасс 290 земельных участков выкуплено лишь 5. До сих пор даже нет оценки рыночной стоимости выкупаемых участков.
Компания не принимает мер по взысканию штрафов с организаций, которые нарушили условия госконтрактов на строительство и ремонт дорог. Сумма не взысканных штрафных санкций доходит до 200 миллионов рублей.
В свою очередь, по имеющейся у прокуратуры информации, подрядные организации совершали многочисленные сомнительные финансовые операции по выводу полученных бюджетных средств на Кипр. Там их обналичивали некие граждане по договорам займа. Деньги уходили в адрес организаций, по всем признакам явно фиктивных.
Один из учредителей коммерческой организации-подрядчика строительства дорог в качестве дивидендов и вознаграждения за 2009 год получил более 590 миллионов рублей. Еще 320 миллионов направлено другому учредителю - кипрской компании. Другая компания, также выполняя работы по государственным контрактам, перечислила за различные строительные материалы и работы близким людям около одного миллиарда рублей. В дальнейшем эти деньги в результате нескольких закольцованных операций вернулись обратно на ее счет.
Как отметили в Генпрокуратуре, все эти факты свидетельствуют о необоснованном удорожании строительства и реконструкции дорог, а также хищении бюджетных средств. Для установления причастности должностных лиц органов государственной власти к указанным фактам дано соответствующее поручение МВД.