В Кремле открылась выставка "Сокровищница Медичи"

26 мая во Флоренции, в залах музея серебра палаццо Питти открывается выставка "Сокровищница Кремля". Параллельно в одностолпной палате Кремля принимает посетителей "Сокровищница Медичи".

Богатство флорентийского рода Медичи было заложено в начале XV. Клан не мог похвастаться высоким происхождением - по преданию, они вели свой род от придворного врача Карла Великого. И первые Медичи - Козимо Старший, его сын Пьеро и внук Лоренцо Великолепный - повышали социальный статус, вкладывая огромные средства в произведения искусства, создаваемые по их заказу: живопись, скульптуру, архитектуру. Мецентаством вслед за Медичи увлеклись и другие европейские династии XVI - XVIII веков. Коллекция Медичи стала образцом для подражания для Людовика IV, Саксонского курфюрста Августа Сильного, Рудольфа II Габсбургского.

Собрание драгоценных сосудов Людовика IV, драгоценности курфюрста Саксонского и диковины из Кунсткамеры Габсбургов уже были показаны в рамках выставочной программы "Императорские королевские сокровищницы в Кремле", осуществляемой музеями Московского Кремля с 2004 года. А первая в Европе коллекция Медичи, с которой эту программу логично было бы начать , добралась до нас только сейчас благодаря перекрестному Году итальянского языка и итальянской культуры в России - Италии. Тем приятнее, не выезжая из родного города, увидеть экспозицию высочайшего уровня из шести (!) крупнейших музеев Флоренции: Музея серебра Палаццо Питти (большая часть коллекции), Национального археологического музея, музея флорентийской мозаики, галереи Уффици (портреты Медичи), галереи Палатина. Доспехи Медичи оказались в музее Барджелло.

Первые Медичи, как истинные представители эпохи Ренессанса, отдавали предпочтение вещам "в античным вкусе" - камеям с образами римских правителей, античных богов и героев. Это великолепные произведения глиптики с портретами флорентийских властителей, мечтавших быть увековеченными в соответствии с древнеримским культом прославленных мужей. Среди наиболее ценных предметов - сердоликовая камея с изображением Савонаролы из коллекции Козимо I. Отсюда же интерес к образу Геркулеса, который считался основателем Флоренции и примером доблестного и благородного правителя. Не удивительно, что представленная на выставке печать с рельефным изображением Геркулеса стала символом власти рода Медичи и со второй половины XVI века хранилась в галерее Уффици.

Сокровища Медичи разделяли непростую судьбу их владельцев. Только на протяжении XV века Медичи дважды изгонялись из Флоренции и теряли драгоценности. Так в собрании не осталось ни одного предмета от Козимо Медичи. То же произошло с наследием Лоренцо Великолепного. После его смерти коллекция была аннексирована Синьорией. Только благодаря усилиям родственников жены Пьеро Медичи удалось пойти на сделку с Синьорией, обменять часть реликвий (камеи и драгоценные сосуды) и отправить их для надежности в Рим. И только в эпоху правления папы Клемента VII в начале XVI столетия эти предметы вернулись и, дабы на них не посягали, были помещены в Церковь Сан-Лоренцо в виде реликвариев. Два таких великолепных сосуда размещены в центральных витринах кремлевской экспозиции.

Если внимательно посмотреть на портреты семейства Медичи, украшений на них не обнаружится (за небольшим исключением). Более того, в XIV - начале XV веков дама могла носить на пальцах обеих рук не более двух колец. От эпохи Козимо I ( вторая волна расцвета Флоренции при Медичи) сохранилась пара украшений, одно из них - очень скромное кольцо под названием "перстень с камнем", подарок Козимо своей невесте Элеоноре Толедской. Его можно обнаружить в одной из витрин. На кольце - две сплетенные руки, рог изобилия и птица, благопожелания к счастливому супружеству. И это все, что осталось от невероятных украшений, которые в тот момент могли себе позволить женщины рода Медичи.

В начале XVI века династия вернула утраченные позиции и управляла Флоренцией, а впоследствии и всей Тосканой, на протяжении 200 лет. Последняя представительница прославленного рода Анна Мария Луиза в 30-е годы XVIII столетия подписала "семейный пакт", по которому все сокровища Медичи, включая дворцы и собрания живописи, передавались на веки вечные Тосканскому государству. Она хотела, чтобы все имущество рода осталось во Флоренции во имя прославления династии. Тем не менее, при следующем правителе, происходившем из Лотарингской династии, часть сокровищ была тайком вывезена в Вену и теперь составляет лучшую часть коллекции Венского музея истории искусств.

Надо отдать должное организаторам выставки, взявшим на себя огромный труд экспонирования этих драгоценных ваз, античных камей, кубков-наутилусов в драгоценной оправе, ювелирных украшений. Эти экспонаты довольно сложно показывать. Многие их них создавались для того, чтобы их владелец мог взять предмет своей страсти в руки, рассмотреть, оценить красоту отдельной детали, продемонстрировать друзьям - в XV-XVI веках все это великолепие скрывалось от посторонних глаз в специальных закрытых, иногда тайных шкафчиках и вынималось только тогда, когда их владелец собирался ими полюбоваться. Поэтому довольно сложно было подсветить эти камеи и прочие драгоценные предметы так, чтобы вся красота резьбы по камню и исключительного по совершенству ювелирного оформления были видны посетителям.

Сокровища Медичи веками считались важнейшей коллекцией Европы, а входившие в неё произведения оказали огромное влияние на искусство Апеннинского полуострова. Похоже, посол Италии в России господин Антонио Дзанарди Ларди, открывавший выставку в Кремле, был не так уж далек от истины, когда утверждал, что появление последней модели ветртолёта от итальянского производителя Agusta westland, которая на тот момент демонстрировалась на выставке в "Крокус Экспо", вряд ли была возможна без "удивительного художественного наследия Медичи".

прямая речь

Зельфира Трегулова, зам. генерального директора Музеев Московского Кремля:

- Палаццо Питти - бывшая резиденция Медичи. В залах музея серебра, стены которого от пола до потолка покрыты фресками с изображением представителей знаменитой династии, мы открываем выставку  "Сокровищница Кремля". Музеи Кремля создали её специально, понимая, что показывая экспозицию в три летных месяца, мы оказываемся в сильнейшей конкуренции с теми сокровищами, которые можно посмотреть в крупных музеях Флоренции. Поэтому мы честно постарались сделать превосходную по уровню и составу выставку, которая отражает собрание Оружейной палаты в миниатюре.

Начинаем с вещей XIII века из большого Кремлевского клада и заканчиваем началом XIX века, делая основной акцент на веке XVII. Показываем работу русских мастеров, изделия лучших ювелиров Оружейной палаты, работавших по заказам великих князей и царей. И то, что как дар становилось частью сокровищницы русских царей - работы европейских златокузнецов, оружие восточных умельцев, предметы западноевропейского серебра - немецкого, английского, польского, шведского… Плюс предметы, которые принадлежали русским царям, например, Изумрудный крест Петра Алексеевича и великолепная чаша царевича Алексея Петровича, впервые экспонирующаяся за пределами России.