Вечер памяти поэта прошел в московской шашлычной "Антисоветская".
Это в свое время скромное заведение общепита прославилось в свободомыслящих кругах Москвы не в последнюю очередь тем, что расположено ровно напротив гостиницы "Советская", за что и получило неофициальное - с недавних пор ставшее официальным - имя.
Но поэтическая музыка Окуджавы не укладывается в идеологические рамки, она универсальна и подходит для всех инструментов - вплоть до труб военных оркестров. На вечере это подтвердилось лишний раз.
Лариса Голубкина исполнила "Молитву Франсуа Вийона" как страстный романс со свойственными жанру взлетами и падениями тонов, Леонид Марголин добавил инструментальных вариаций в "Бери шинель" и песня на волнах фортепианных аккордов зазвучала почти апокалиптически. Андрей Крамаренко вывел на сцену маленький струнный оркестрик и пришлось уже удивляться точности воспроизведения авторских интонаций в том же "Дежурном по апрелю". Юлия Рутберг перевела лирику в жанр драматургии: "Клянусь, что это любовь была" и "Не все то золото" прозвучали как музыкальный спектакль.
Ведущим и идейным вдохновителем вечера был поэт и ученый Александр Городницкий. С ним побеседовал обозреватель "РГ".
Российская газета: Александр Моисеевич, как вам идея: Окуджава - в "Антисоветской"?
Александр Городницкий: Дело не в названии. Окуджава диссидентом никогда не был, он был членом партии - он просто пытался свободно дышать в несвободном пространстве. Для него как для поэта нравственность была главным принципом существования.
РГ: Может, это и сохранило его лирику актуальной?
Городницкий: Я не так давно был на вечере памяти Галича - полупустой зал! Исчезли "товарищи Парамоновы" и, похоже, поэта стали забывать! Поэзия не может строиться на актуальном, она строится на вечных категориях - любви, пении соловья и противостоянии добра и зла. Помните у Окуджавы: "Совесть, Благородство и Достоинство - вот оно святое наше воинство". Эти герои никогда не состарятся.