Психическая болезнь не означает душевную ущербность.
"Мария, приветствую вас! Читал я ваш рассказ про то, что человек - венец творения и что Бог его создал совершенным: статья "Потерянный рай-2" называлась, а перед глазами картинка стояла, как мы в этот самый рай чуть все не загремели. И я, и водитель мой Миша, и попутчицы наши необычные. Чудом спаслись. И сами живы, грех жаловаться, и новенькая "Тойота" - без царапинки. Но если бы не молниеносная реакция Михаила - всё: моя же доброта всех бы нас и сгубила.
Весной дело было. Помните, наверное, какая поздняя весна у нас в этом году выдалась? Я шестого марта в Вену в командировку улетал, так мы до Шереметьево еле добрались: вмиг пурга налетела, снег пеленой, дороги не видно, все в белом мареве... А вот когда на следующей неделе возвращался - Михаил как раз меня встречал, - солнце уже совсем по-весеннему светило. Хотя снег еще не сошел и холодно, но ясно, и небо такое чистое, голубое.
Едем мы, значит, с Михаилом, он мне новости рассказывает, и вижу я, на трассе женщина с девочкой лет десяти стоит, голосует. Я, Мария, обычно никого не сажаю. А тут сам не знаю, что на меня нашло. То ли расслабился оттого, что командировка удачно прошла. То ли весеннему солнцу обрадовался. То ли жалко стало женщину эту с девочкой - уж больно неприкаянно они стояли и одеты легко... Словом, велел я Михаилу подать назад и женщину с девочкой посадить.
Культурные, аккуратно одетые, ничего меня поначалу не насторожило. И у девочки лицо как у принцессы, я таких, честное слово, никогда раньше не видел. Утонченное лицо, черты как будто художником прорисованы, ну неземная красота. Я даже подумал, что в Европе такой жить надо, не здесь. Хотя Мишка мне потом уже все-все про эту красоту растолковал.
Сели они, мама благодарить стала, только напряженная она какая-то была: заискивает, суетится. А девочка, наоборот, мне высокомерной показалась, неприветливой - в глаза не глядит, как говорится: "ни спасибо, ни пожалуйста".
Едем, мама с дочкой сзади устроились, Мишка музыку погромче включил, чтоб неловкость снять: как сейчас помню, "Ностальжи". Летим к Белокаменной, старик Иглесиас поет, старается, солнце светит, и я расслабился, глаза прикрыл, разморило - знаю, сейчас в Москву въеду, и завертится: звонки, встречи, совещания... Летим, и чувствую я, что на задних сиденьях как-то неспокойно стало - вроде девочка ерзать начала. Честно говоря, и это меня еще не встревожило. Кто ж знал, чем все обернется.
Сначала вроде она ерзала минут десять, потом вижу, мать ее угомонила, но ненадолго. Я уж пожалел, что мы такого невоспитанного ребенка взяли. А с другой стороны - вот она, Москва, не зверь же я, чтобы их на полпути ссаживать. И вдруг, Мария, вмиг, опомниться никто не успел, девчонка эта на Мишку сзади как набросится! Да еще с диким воплем. Мишка управление потерял, а из-за поворота - грузовик... Еще секунда, и снес бы нас! У Михи, конечно, реакция - Шумахер рядом не стоит! Мгновенно девчонку от себя отшвырнул, за руль, и резко ушел в сторону! Как он умудрился повернуть машину, до сих пор ума не приложу! Чудо!
Хам этот на грузовике - мимо, а у нас кювет - прям перед самым носом! Даже сейчас, как вспомню, дрожь бить начинает, липкий пот по спине!.. Выскочили мы с Мишкой из машины, пытаемся закурить, а руки у обоих трясутся.
И тут еще эта мамаша со своей чокнутой лезет, какую-то муть несет: мол, у девочки аутизм, но она обычно не агрессивная, просто в этот день устала. С утра они на такси выехали в Москву на специальные занятия, но машина сломалась, девочка перенервничала, вот из нее агрессия и поперла. А "прин цесса" по первости молчала, видно, струхнула, а потом опять верещать начала! А чего вопит, неясно - нечленораздельное что-то. Сто раз пожалел, что добрячком оказался, посадил их на свою голову.
Кончилось все тем, что дал я этой тетке денег на дорогу - Мишка говорит, что я святой, - объяснил, что спешим: ну а как я могу заставить водителя таких пассажиров дальше везти? И уехали мы. А, по совести говоря, история эта у меня до сих пор из головы не идет. И хочется мне, Мария, спросить: "Да зачем же Бог, если он такой человеколюбивый, извините за выражение, брак допускает. Зачем все эти дебилы, идиоты, олигофрены, аутисты на свет появляются?"
Эдуард Владимирович Ц.
Здравствуйте, Эдуард Владимирович!
Бог действительно человеколюбивый: "Владыко Человеколюбче" - обращаемся мы к Нему в молитвах. В отличие от нас, непостоянных в делах милосердия, Он своих любимых чад одних в пути не бросает. А вот зачем на свет рождаются те, кого лучше все-таки называть не терминами столь обжигающе уничижительными, а людьми с ограниченными возможностями, давайте разбираться. И новая глава из Книги Бытия поможет нам в этом.
Итак, в прошлый раз мы говорили о том, что замысел Бога относительно человека заключался в создании творения "по образу и подобию Божьему". Причем "образ Божий" человек получает от Бога вместе с бытием как совокупность дарованных ему качеств, отражающих такие свойства Творца, как бессмертие, свобода воли, разумность. Все это составляет сокровенную, Богосозданную основу нашей личности и проявляется в нас разнообразными духовными дарованиями: способностью к мысли, способностью к речи, способностью к творчеству, личностной основой бытия, наличием воли, тягой к добру, способностью любить...
Этот "образ Божий" - кстати, слово "образ" по-гречески звучит как "ейкон", отсюда слово "икона" - нам дарован. А вот стремиться к обожествлению, к уподоблению Богу, к тому, чтобы стать Его иконой здесь, на земле, человек должен сам. Он к этому призван. Призван Богом.
Подчеркивая исключительный характер творения человека, Книга Бытия описывает сам акт творения дважды - сначала, в первой главе, в общем виде: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их" (Быт. 1.27), а потом - во второй, уже конкретизируя. И в этой конкретизации открываются удивительные подробности. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2.7). Но прежде чем мы разберемся, что сие означает, мне бы хотелось ответить на рассерженное послание читательницы Лилии, которое она оставила на сайте www.rg.ru после статьи "Потерянный рай".
Вызывает недоумение, пишет Лилия, рекомендация Марии "при чтении Библии руководствоваться не столько житейской, а значит, поверхностной логикой, сколько знаниями, накопленными человечеством...". "С каких пор, - гневно вопрошает Лилия, - мы отвергаем житейскую логику как поверхностную?" Да с тех самых, как эта логика начинает описывать явления, выходящие за ее рамки.
Житейская логика, к примеру, неплохо справится с задачей определения, где находится человек, если он сказал, куда отправится, мы знаем, когда он вышел, и время в пути. Но попробуйте определить это все не для человека, а, скажем, для электрона или любой другой элементарной частицы. Очевидных для нашего мира законов обычной, ньютоновской механики тут будет недостаточно. Нильс Бор, один из основателей квантовой механики, так в 1933 г. жаловался на сложности, встающие перед наукой, когда она берется описывать поведение элементарных частиц: "Мы говорим о своих измерениях на языке, имеющем такую же структуру, как и язык, на котором мы говорим о своем повседневном жизненном опыте. Но мы установили, что язык этот очень несовершенный инструмент анализа и информации".
Поэтому такие понятия, как "частица" или "волна" в квантовой механике несут совсем иной смысл, чем в обыденной жизни. И уж если житейская логика и наш язык недостаточны для описания поведения элементарных частиц, то что уж говорить об описании Самого Бога. Проблема, возникшая перед исследователями материи в XX в., встала перед пророком Моисеем на тридцать три столетия раньше: как описать Непостижимое? Решение было найдено в сфере образного, поэтического языка.
"И создал Господь Бог человека из праха земного", - для современного человека это даже не метафора, изучавшим химию в средней школе и пояснения не нужны: человек по химическому составу содержит в себе те же элементы, что и земля. Хотя до XIX в. это объяснение звучало из уст святых отцов, а не химиков. Вторая часть стиха - "...и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" - требует более подробного рассмотрения.
Что есть душа? Присутствует ли она у тех, кто болен психически или просто травмирован и пребывает в коме? Каковы ее свойства? Когда она вселяется в человека и когда покидает его? Вопросы, вопросы... Но подобно тому, как для констатации: "И создал Господь Бог человека из праха земного", пророку Моисею не обязательно было знание Периодической таблицы Менделеева, так и нам для того, чтобы понять, что есть душа, достаточно внимательно вчитаться в Библию.
Этим мы займемся в следующий раз, а пока, Эдуард Владимирович, я процитирую современного греческого богослова Христоса Яннараса: "Нам дана возможность реализовывать свою жизнь по образу жизни Божественной, и наивысшее выражение эта возможность находит именно в разуме, свободном выборе и суверенитете. В них проявляется, хотя и не исчерпывается ими, образ Божий в человеке; возможные затруднения в их использовании тем или иным конкретным индивидом не в состоянии упразднить личностного способа существования, дарованного человеческой природе". То есть души, по неведомой нам причине скованные окладом болезни или физического несовершенства, могут оказаться иконой Божией в гораздо большей степени, чем иные здоровяки.
Продолжение следует