Новости

26.05.2011 00:56
Рубрика: Власть

Кликни инспекцию

Как общаться с налоговиками, не выходя из дома

О том, как разобраться с налогами, не сходя с дивана, корреспондент "РГ" расспрашивает начальника отдела работы с налогоплательщиками Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области Людмилу Захарову. 

Российская газета: Людмила Геннадьевна, сейчас много говорится о внедрении дистанционных госуслуг, которые экономят время и ведомствам, и гражданам. А налоговики дружат с Интернетом?

Людмила Захарова: Конечно. Если раньше налоговую инспекцию стереотипно воспринимали как "суровую организацию", сегодня все больше - как сервисную компанию. Если вы зайдете на сайт УФНС по Свердловской области, то справа, над картой России, увидите список доступных электронных услуг. Начну с самой простой - "Обращение в УФНС (ИФНС) России". Раньше обратиться к нам можно было лишь по почте. Сегодня достаточно пройти по ссылке на эту услугу, заполнить форму, написать вопрос и указать, как вам ответить - по электронной почте или по обычной. Однако этот сервис часто находят через поисковики на сайте Федеральной налоговой службы - и направляют письма не в свою инспекцию, а в центр, в Москву. Это очень замедляет ответ: вопрос пересылают нам, в УФНС по Свердловской области, мы пересылаем его инспекторам. Поэтому в графе "выберите налоговый орган" нужно сразу выбрать свою инспекцию. Для ее поиска есть отдельный сервис, где нужно указать только ваш адрес.

РГ: Много уже обращений?

Захарова: Да, до 400 в месяц на одну инспекцию. По обычной почте - около десятка.

РГ: Какие еще полезные услуги есть у налоговой?

Захарова: Очень важный сервис - "Заполнить платежное поручение". Он очень пригодится, например, индивидуальным предпринимателям. Они вряд ли знают коды ОКАТО и двадцатиразрядный КБК. После ответа на ряд простых вопросов, например про ваш адрес и нужный налог, все сложные реквизиты определятся автоматически и сформируется платежное поручение. Так же, например, с транспортным налогом. Вы не получили вовремя платежный документ - надо бежать в инспекцию... Есть другой путь. Вы знаете, сколько лошадиных сил в вашем автомобиле. Умножаете их на действующую налоговую ставку, учитываете льготы, если они есть, и полученную сумму вписываете в специальное окно. Формируется платежка, которую можно распечатать и пойти в банк. А если у вас есть интернет-банк - то расплатиться можно, "не сходя с дивана".

РГ: А если рассчитали неправильно?

Захарова: У нас есть сервис "Личный кабинет". Чтобы туда войти, нужно указать свои ФИО  и ИНН (на сайте они не сохранятся). Если вы недоплатили, после окончания срока уплаты этого налога вы увидите там свой долг. По этим данным можно сразу сформировать платежное поручение, отметив галочкой нужный вам налог. Обращаю внимание: до истечения срока уплаты вы ничего там не увидите. Люди иногда беспокоятся: получили квитанцию, а в личном кабинете нет никаких долгов. Это нормально: если заплатите налог вовремя, там ничего и не появится.

РГ: А переплату покажут?

Захарова: Нет. Данные о переплате можно запросить, направив в инспекцию обращение, о котором мы говорили. Кроме того, представим ситуацию: у вас был дом, но вы его продали. А налоговая почему-то продолжает начислять вам налог. Или вы заплатили транспортный налог, а он у вас в "долгах". Обнаружить это можно в личном кабинете.

РГ: А прямо из "Личного кабинета" заплатить налоги можно?

Захарова: Пока нет. Но "Личный кабинет" скоро обновится. В качестве логина там будет использоваться ваш ИНН. А чтобы получить пароль, нужно будет прийти в налоговую и написать заявление. В новом сервисе будут видны и переплаты, и недоимки, и все имущество, которое на вас записано. За месяц до срока уплаты каждого из ваших налогов в "Личном кабинете" появятся налоговые уведомления и квитанции - чтобы их распечатать. Кроме этого, будет возможность сразу в режиме онлайн оплатить долг.

РГ: А когда он начнет работать?

Захарова: Тестирование у нас до 30 июня, и если оно будет успешным, новый "Личный кабинет" заработает в конце третьего квартала 2011 года.

РГ: А квитанции по почте будут продолжать приходить?

Захарова: Тем, кто не завел "Личный кабинет", - обязательно. А тем, кто его завел - сейчас решается.  Предполагается, что по желанию.

РГ: Еще такой вопрос: граждане, получившие доходы от продажи имущества, в результате дарения или просто от оказания услуг другим людям, могут отправить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в электронном виде?

Захарова: Нет, если у них нет электронно-цифровой подписи (ЭЦП), которая удостоверяет, что это именно вы, а не ваш, допустим, недоброжелатель отправил документы. Придется прийти лично. Но программу, которая поможет вам правильно и без специальных знаний ее заполнить, тоже можно скачать на нашем сайте и установить на ваш компьютер. И не нужно платить несколько сотен рублей юридическим конторам за заполнение. Есть небольшое предупреждение: заполнить налоговую декларацию и послать ее нам дает возможность "Портал государственных услуг"  -  gosuslugi.ru. Но данные оттуда идут к налоговикам по незашифрованным каналам связи, и мы не можем их принять как достоверные, так как нет подписи. Поэтому получение декларации через этот сайт мы расцениваем просто как готовность человека заплатить налог. Чтобы подтвердить ее, тоже придется пообщаться с инспекцией лично (но уже без очереди или через специальное окно). У нас были случаи, когда люди не понимали, что прийти в налоговую все равно нужно, - приходилось специально им звонить. Будьте внимательны: если вы опоздаете с декларированием доходов, вам может грозить штраф от тысячи рублей. И еще раз приглашаю к нам на сайт. Весь набор услуг вы сразу увидете на главной странице.

Сайт управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области: www.r66.nalog.ru

Телефон справочной службы управления:(343) 356-06-09.

Власть Право Личные документы Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Государственные интернет-услуги