В Зауралье разработали законопроект о транспортном обслуживании населения

Законопроект о регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области вызвал дискуссию среди специалистов.

Несколько лет назад в Шадринском районе провалился мост. В соответствии с нормативными документами Минтранса и ГИБДД автобусное предприятие приостановило поездки по опасному маршруту. Тогда администрация района пригласила индивидуального предпринимателя и предложила ему возить пассажиров по проваленному мосту. Тот, не задумываясь, согласился. Эту невеселую историю рассказал президент некоммерческого партнерства "Кургандортранс" Николай Косюк на заседании комитета по экономической политике облдумы, где обсуждался законопроект. С принятием регионального закона, уверен перевозчик, подобных примеров не будет.

Документ заставит и автопредприятия более ответственно подходить к выполнению обязательств. Депутаты отмечают, что, как правило, зимой, особенно в новогодние каникулы, начинается поток жалоб от населения. У всех один вопрос: почему в деревню не прибыл по расписанию автобус? Когда начинают разбираться, оказывается, перевозчик решил просто сэкономить бензин, предположив, что в морозную погоду все равно пассажиров будет мало. Теперь подобным вольностям придет конец.

Законопроект устанавливает и разграничивает полномочия органов госвласти Курганской области в сфере транспортного обслуживания населения, определяет порядок открытия, изменения и закрытия маршрутов межмуниципального сообщения. Кроме того, определяет порядок проведения конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, в нем прописаны случаи заключения договоров без проведения конкурса, устанавливается порядок контроля за соблюдением перевозчиками условий договора, регулируются вопросы организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Подобного документа, по информации разработчиков законопроекта - членов комитета по экономической политике, нет на федеральном уровне, а вот в некоторых регионах России, в том числе в соседних Свердловской и Челябинской областях, местные законы действуют. Вместе с тем документ вызвал многочисленные вопросы у практиков.

- Я двумя руками за такой закон, - говорит Николай Косюк, - но к проекту есть ряд замечаний. Во-первых, в документе, касающемся общественного транспорта, обязательно должно быть слово "расписание". Во-вторых, когда речь идет об открытии, закрытии или изменении маршрутов, считаю необходимым употребить формулировку "экономическая целесообразность". Наконец, законопроект совершенно не затрагивает вопросы финансирования так называемых социальных маршрутов. Между тем в некоторых районах у нас общественного транспорта уже нет: частные перевозчики отказываются ехать в глубинку - такие маршруты приносят одни убытки.

В областном департаменте промышленности, транспорта, связи и энергетики тоже считают, что некоторые положения законопроекта стоит скорректировать. Например, в части заключения договоров. По мнению чиновников, если перевозчик соблюдает установленные договором требования, к нему нет претензий и жалоб со стороны пассажиров, то с ним можно заключить следующий контракт без проведения конкурса. Это придаст уверенности автопредприятиям, заставит их планировать свою деятельность на несколько лет вперед, обновлять парк. К тому же практика показывает, что нередко конкурсы проводятся формально. Буквально на днях, рассказали в ведомстве, было выставлено порядка десяти лотов. Только на один лот подали заявки два участника, то есть появилась хоть какая-то конкуренция, на два желающих вообще не оказалось, на остальные нашлось по одному конкурсанту.

- Это говорит о том, что маршрутная сеть в регионе в основном сформирована и особой необходимости в проведении конкурсов по истечении срока договора мы не видим, - заявил представитель департамента. - Кроме того, давайте учитывать, что это не государственный контракт: здесь не участвует областной бюджет. Здесь нет ни коррупции, ни ограничения конкуренции.

Это предложение оказалось небесспорным, поэтому решено тщательно проработать его правовую сторону. Председатель комитета по экономической политике облдумы Евгений Кафеев согласился с тем, что законопроект носит рамочный характер и в нем не учтены многие вопросы, в том числе и финансирование социальных маршрутов. Но откладывать принятие нормативного акта, по его мнению, нельзя - иначе процесс затянется еще надолго. На разработку этого законопроекта ушло два года. Никто не мешает, считает депутат, позднее внести в закон необходимые поправки.

Комментарий

Виктор Савенков, заместитель начальника управления государственного автодорожного надзора по Курганской области:

- По оценке нашего управления, необходимость принятия даже рамочного закона о пассажирских перевозках уже перезрела. Главная цель - чтобы жители Курганской области могли быстро и с комфортом добраться до любого населенного пункта. Документ как раз и дает право субъекту РФ предоставить гражданам такую возможность, он должен дать толчок к регулированию остальных вопросов организации транспортного обслуживания населения в части межмуниципального сообщения. А как это будет выглядеть на практике, зависит от властей всех уровней.