Грядущие новшества, призванные навести порядок на полутеневом рынке услуг такси, бурно обсуждают перевозчики Тюмени и представители власти. По мнению экспертов, принятый в апреле федеральный закон, который поэтапно уже начал вступать в силу, может повлечь рост таксы за извоз.
Напомним, с 1 сентября текущего года фирмы, оказывающие услуги такси, больше не смогут привлекать для работы физических лиц. Зарабатывать на извозе частники смогут, лишь зарегистрировавшись в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом перевозить пассажиров машины с шашечками смогут только при наличии специальных разрешений, которые будут выдаваться на каждое транспортное средство. "Таксование" без соответствующих свидетельств окажется вне правового поля. За занятие нелегальным бизнесом контролирующие органы будут карать и тех, кто раздает заказы физлицам, и тех, кто вне закона ездит с "фонарем". Перевозчиков уже предупредили: штраф в пять тысяч рублей - далеко не полная мера наказания. С 1 января 2012 года изменения в законодательстве предусматривают, помимо административных мер, еще и изъятие предмета правонарушения, то есть транспортного средства.
Участники рынка заявляют, что все эти новации могут обернуться бумажной волокитой, финансовыми издержками и сокращением количества "извозчиков", а также резким ростом цен. Тем более что со следующего года фирмы смогут использовать для работы только автомобили, находящиеся у них в собственности либо в лизинге. По сути, им придется заново выстраивать бизнес, ведь предприятий с собственным автопарком сегодня в Тюмени практически нет - таких всего две-три фирмы, и то владеют они десятком машин, не более.
- После вступления поправок в силу минимальная цена поездки может вырасти до трехсот рублей вместо сегодняшних ста, - полагает руководитель одной из транспортных фирм Максим Загурский.
Представители власти тоже не исключают подобного поворота событий. Между тем чиновники готовы подписаться под каждым пунктом нового закона. По словам начальника управления по товарному рынку и услугам администрации Тюмени Анатолия Канова, необходимость навести порядок в этой никем не управляемой сфере назрела уже давно. Сегодня услуги такси в городе оказывают около сотни фирм, при этом почти все они работают в формате диспетчерской службы: принимают вызов и "продают" его водителю-частнику, о котором не знают практически ничего. Фирмы зарабатывают хорошие деньги, но при этом не несут абсолютно никакой ответственности перед пассажирами. Никто не ответит клиенту на претензию, если по вызову приехала совершенно "убитая" или грязная автомашина, если она прибыла с большим опозданием. Безопасность пассажиров тоже не гарантирована.
- Заказывая такси, человек полагает, что платит именно той службе, чей телефон он набирал, и пожаловаться в случае чего он сможет именно на эту службу. На практике же возмущенные клиенты зачастую не могут узнать даже месторасположение офиса фирмы. Диспетчеры не дают ни адресов, ни фамилий. При этом на слишком настойчивых клиентов время предпочитают не тратить: номера их телефонов заносятся в черный список, и в последующем такие звонки просто игнорируются, - поясняет ситуацию главный специалист-эксперт отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тюменской области Ольга Елтышева.
Новый закон призван изменить ситуацию. С 1 января 2012 года в салоне каждого такси в обязательном порядке должна присутствовать информация о местонахождении юридического лица или ИП, наименовании фирмы и фамилии предпринимателя, марке автомобиля, сроке действия разрешения, а также указан орган, выдавший документ. В случае отсутствия таких данных штраф будет налагаться на всех, кто задействован в организации бизнеса: в размере одной тысячи рублей - на водителя, 10 тысяч - на должностное лицо и 30 тысяч - на юридическое. При этом с каждым пассажиром водитель обязан будет заключать от имени диспетчерской службы договор перевозки и выдавать квитанцию.
Между тем большинство тюменских таксистов уверены: подобные нововведения порядка не добавят, только усугубят ситуацию. Те, кто ныне занимается извозом в свободное время, вынуждены будут уйти в тень. При этом из-за роста цен на услуги официальных извозчиков значительная часть пассажиропотока уйдет как раз к нелегалам. Представители власти, в свою очередь успокаивают озадаченных перевозчиков. Чиновники уверены: появятся четкие правила игры, и "бомбил" станет меньше.
Но пока те, кто работает в рамках закона, в это слабо верят. Тем более что самый главный вопрос - кто будет контролировать соблюдение новых правил, в частности, проверять, с разрешением или без такового работает таксист, - пока не решен.
- Мы уже давно призываем тех, кто занимается извозом незаконно, регистрироваться в качестве предпринимателей и спокойно работать. Но пока нелегальные таксисты не видят в этом выгоды. Сегодня государство, в том числе в лице правоохранительных органов, контролирует лишь тех, кого легко проверить, а сотни "бомбил" между тем спокойно снимают сливки, стоя рядами у вокзалов и рынков. Четыре года назад мы обращались с открытым письмом к губернатору области, в прокуратуру, но реакции так и не последовало. Власти продолжают смотреть на ситуацию сквозь пальцы, - с горечью отмечает президент Ассоциации такси Тюмени Александр Артемьев.
Сейчас руководитель общественного объединения перевозчиков в очередной раз призывает коллег и представителей власти к совместному поиску решений, которые, в рамках нового закона, все же позволят избежать негативных последствий. Иначе, уверен он, закрытие грозит почти половине служб такси.
Дмитрий Хребтов, заместитель начальника управления транспорта и дорожного хозяйства главного управления строительства и ЖКХ Тюменской области:
- Региональным органам власти предстоит определить порядок выдачи разрешающих документов. Свидетельства, дающие право заниматься частным извозом, будут выдаваться на платной основе. Утверждением специальной госпошлины в настоящее время занимается департамент ценовой политики Тюменской области.