26.05.2011 14:05
    Поделиться

    Глава МЧС Татарстана: Пожарные волонтеры будут освобождены от налогов

    Уже этим летом по всей России бороться с огнем наряду с профессионалами начнут добровольцы. Соответствующий закон был подписан президентом России.

    Как будет строиться работа в Татарстане, корреспонденты "РГ" спросили во время "Делового завтрака" у главы МЧС республики Рафиса Хабибуллина.

    Российская газета: Рафис Завдатович, в Татарстане есть добровольцы?

    Рафис Хабибуллин: Сегодня у нас уже более 600 народных подразделений, которые несут вахту круглые сутки. Мы действительно одними из первых стали возрождать это дело. В начале века появилась добровольная дружина в Раифском монастыре, это была своеобразная форма послушания для монахов. И лишь недавно ее заменила профессиональная пожарная часть.

    РГ: Что изменится с принятием закона?

    Хабибуллин: До сих пор работа дружин ничем не регламентировалась, с принятием закона сфера их деятельности будет наконец четко очерчена.

    В свою очередь органы власти смогут принять соответствующие правовые акты, предусматривающие льготы и меры социальной поддержки членам добровольного пожарного отряда (ДПО). Кроме того, закон позволит госструктурам поучаствовать в создании технической базы народных подразделений. Хотя в Татарстане это уже делается.

    К примеру, в 2009 году при поддержке правительства республики мы закупили у Министерства обороны России конверсионную технику - 150 авторазливочных станций АРС-14 на базе ЗИЛа, и при минимальных затратах переоборудовали их в пожарные автомобили. Все машины разъехались по районам. В этом году приобрели еще 50 автомобилей.

    То же самое касается спецодежды и другого имущества, которые пригодны к использованию. И это далеко не все. Закон разрешит местным властям устанавливать дополнительные социальные льготы и гарантии для добровольцев. А это премии, компенсации по оплате коммунальных услуг, безвозмездное топливо и многое другое.

    РГ: Кто запишется в добровольцы?

    Хабибуллин: Те, кто больше всех заинтересован в сохранности своего имущества. Вот построил человек на все свои сбережения добротный дом, баню, обзавелся хозяйством. Случится пожар, и сельчанин может не пережить катастрофы. Естественно, именно он в первую очередь будет заинтересован в том, чтобы в селе был отряд, и сам же в него запишется. И таких людей в деревне наберется немало.

    Это тяжелая и опасная работа, а значит, нужны молодые, подготовленные люди. Почему бы не создать ДПО и в городе - на базе автотранспортного или промышленного предприятия, где есть достаточно техники.

    РГ: Вы упомянули о льготах, которые местные власти могут предоставить членам народных подразделений...

    Хабибуллин: Речь идет о налогообложении. Мы предложили в законопроекте освободить добровольцев от налогов на недвижимость и землю. Таким образом, сельчанин сможет сэкономить до 13-15 тысяч в год. По-моему, это очень хорошие деньги, и никому они не помешают. Насколько мне известно, в некоторых регионах членам ДПО будут поставлять бесплатно дрова и уголь.

    Предупреждаю, схитрить не получится. В добровольцы может хоть все село записаться, чтобы избежать налогов, но мы сможем освободить от них не больше десяти человек. И будем постоянно контролировать, как они дежурят.

    Что касается организаций, которые вызовутся помогать отрядам, то они будут освобождены от налогов на недвижимость, если передадут в распоряжение здание и технику, приспособленную для тушения пожаров.

    Это только первые шаги. Дальше будем думать, как еще им помочь.

    РГ: Какая техника пригодится дружине?

    Хабибуллин: Я сам видел, как в одном из сел Апастовского района руководитель крестьянского хозяйства приспособил под пожарный резервуар старую железнодорожную цистерну. Он поставил ее на козлы так, что под емкость спокойно въезжает пожарный ЗИЛ. На то, чтобы заправить его водой, уходит всего двадцать секунд. В селе есть пожарный пост, где старшим по совместительству является механик гаража. Чтобы сельчане могли нести вахту с комфортом, для них создали минимальные условия - поставили диванчик и телевизор.

    Для тушения пожаров можно приспособить, как это давно везде делается, молоковоз, бензовоз или трактор с бочкой. Главное, чтобы они были на ходу и не подвели в экстренном случае.

    Со своей стороны наше министерство тоже готово поделиться техникой. Уже сейчас можем передать добровольцам тридцать машин. Мы регулярно обновляем автопарк и не содержим списанные автомобили, но все они еще послужат.

    РГ: Как будет строиться работа пожарных из народа?

    Хабибуллин: Прежде всего члены ДПО должны заниматься профилактикой пожаров в отдаленных селах и деревнях, а в экстренных случаях приложить все усилия, чтобы спасти людей и их имущество.

    Бытует мнение, что это обязанность профессиональных огнеборцев. Не спорю. Согласно техническому регламенту, пожарное депо должно находиться в 20 минутах езды от населенного пункта. И мы добились этого на 90 процентов: те районы, что не защищены федеральными частями, прикрыты республиканской противопожарной службой. И все же 300 населенных пунктов пока что находятся в недосягаемости, доехать до них за 20 минут не получится. Но в любом случае реагирует тот, кто ближе, кто дежурит рядом круглые сутки и приедет первым.

    У государства не хватит денег, чтобы развернуть пожарную часть в каждой деревне. Для этого придется строить депо, закупать технику и содержать отряд. Поэтому мы предлагаем основать здесь добровольную охрану, бесплатно подготовить людей в наших учебных центрах и оказать им практическую помощь. А они уже сами смогут следить за состоянием пожарного водоема, подъездов к нему, за системой оповещения населения - вспомните знаменитую рынду или металлический рельс в деревнях. Добровольцы же подскажут соседям меры безопасности, проинформируют о нарушениях.

    С принятием закона мы сможем составить реестр волонтеров, спланировать их обучение, распределить поддержку на содержание ДПО.

    По нашим расчетам, добровольные дружины и команды должны быть в 680 селах и деревнях, даже там, где поблизости есть пожарное подразделение.

    РГ: Вы можете привести конкретные примеры, когда добровольцы первыми приняли огонь на себя?

    Хабибуллин: Такие примеры можно приводить ежедневно. Так, только за одну неделю подразделения ДПО 160 раз поднимались по тревоге и потушили 17 пожаров еще до приезда профессионалов.

    РГ: Как и пожарные, добровольцы рискуют своей жизнью. Предусмотрены ли на этот случай страховые и социальные гарантии?

    Хабибуллин: Это очень важный момент. Когда волонтеров будут привлекать к тушению пожаров, они, согласно законопроекту, будут застрахованы на этот период. В случае увечий или гибели волонтер или его семья получат единовременное денежное пособие.

    РГ: Какой, на ваш взгляд, должна быть идеальная дружина?

    Хабибуллин: Как, например, в Германии. Один из наших руководителей, будучи с визитом в этой стране, обратил внимание на красивое здание и спросил, что в нем располагается. Ему ответили, что здесь находится добровольная пожарная дружина. Здание было на замке, но по первому звонку прибыл дежурный, который провел экскурсию для гостя из России.

    Доброволец рассказал, что у них настолько хорошо поставлена работа, что они практически сидят без дела. И собираются здесь только по воскресеньям вместе с семьями. В этот день они проводят свой особый ритуал - обходят здание под бой барабанов, а потом, пока дети играют на поляне, сидят в баре. После традиционной встречи двери пожарной части закрывают на замок и все прощаются до следующего воскресенья. Я надеюсь, что со временем мы тоже к этому придем.

    Поделиться