Минск и Петербург готовы к реализации совместных научных и образовательных проектов

Более трехсот человек стали участниками первого Всероссийского открытого фестиваля-конкурса "Культурная перспектива", прошедшего на минувшей неделе в Петербурге. Съехались сюда лучшие творческие коллективы средних и высших учебных заведений культуры и искусств из России, Беларуси, Казахстана.

В течение нескольких дней конкурсанты соревновались в мастерстве музыкального исполнения. Оценить которое смогли в полной мере не только члены жюри, но и преподаватели профильных вузов, руководители кафедр и факультетов, а также администрации многих городов и республик как Российской Федерации, так и Беларуси. Специально для них инициаторы "Культурной перспективы" - Петербургский госуниверситет культуры и искусств (СПбГУКИ) - организовали семинар "Современная образовательная стратегия учебных заведений культуры и искусства: традиции и новации".

- Лично для меня данное событие - настоящий праздник, - призналась Лариса Дубинина, замминистра культуры Ростовской области. - Ехала с надеждой пообщаться, прежде всего с коллегами из Беларуси. Наша область и Беларусь подписали не так давно многостороннее соглашение о сотрудничестве. Предусматривает оно и обмен делегациями сферы культуры. Кроме того, я наслышана о том, как, можно сказать, трепетно относятся в этой республике к достижениям прошлых лет, не спешат отказываться от добрых традиций. Чего, например, не скажешь о некоторых наших областных учреждениях культуры...

Представлял Беларусь на берегах Невы декан факультета культурологии и социально-культурной деятельности Белорусского госуниверситета культуры и искусств профессор Николай Королев. По его признанию, ехал он нынче в Петербург "как домой". Здесь Николай Николаевич оканчивал когда-то аспирантуру, защищал кандидатскую диссертацию. Теперь пришло время "позаимствовать кое-какие секреты и поделиться своими".

- То, ради чего я приехал сейчас сюда, связано с проблемами интеграции образования, - рассказал "СОЮЗу" профессор Королев. - Мы у себя в республике внимательно следим за тем, что происходит в этом плане в России, в Европе. Пытаемся сравнивать, изучаем тенденции. "Болонский процесс" интересен нам в первую очередь как пример унификации образования и конвертации дипломов. С другой стороны, не спешим войти в число его участников, потому что есть тут моменты весьма настораживающие. Скажем, смущает система бакалавриата. Для технических специальностей она, возможно, оправданна: инженер, работающий на участке, - это может быть бакалавр; а инженер, который разрабатывает новые технологии, - это может быть уже магистр. Но в сфере культуры и искусств совершенно непонятно: бакалавр-режиссер или хореограф - это кто? Недоучившийся режиссер, хореограф?

Мы бакалавриат попробовали в начале девяностых и отказались от него. У нас в системе высшего образования предполагается выпуск специалистов, и - следующая ступень - магистров. Магистр - это сейчас научно-педагогическая специальность. Условием для поступления в магистратуру является обязательное участие в конференциях и наличие публикаций. Срок обучения - от года до полутора в зависимости от специальности. С 1 сентября нынешнего года в Беларуси вступает в силу новый кодекс об образовании, предусматривающий, что магистратура может быть и практически ориентированной. То есть на этой базе будем готовить также управленцев.

- Николай Николаевич, у нас с вами - россиян и белорусов - единое образовательное пространство. А системы организации образования разнятся. Не скажется ли это на качестве обучения, той же конвертации дипломов?

- На данном этапе, мне кажется, наоборот, мы дополняем друг друга. Нам есть чему поучиться у россиян. Но есть и чем гордиться. Скажем, мы сохранили систему распределения выпускников вузов. Два года те обязаны отработать там, куда их направят после выдачи диплома. В противном случае потребуют вернуть деньги, затраченные государством на обучение. Это, как я не раз имел возможность убедиться, дисциплинирует - и выпускников, и работодателя. Если случается, что в какой-то организации отказались принять на работу молодого специалиста, туда немедленно выезжает разбираться правительственная комиссия. Кроме того, у нас сохраняется полноценное заочное обучение. В нашем университете заочников в настоящее время - 60% от числа студентов дневного отделения. Правда, для поступления на заочное отделение необходимо, во-первых, иметь среднее специальное образование, во-вторых, работать по профессии. Мы, кроме того, вовремя остановили в свое время процесс приватизации объектов культуры. Точнее, не дали ему хода, сохранив практически все клубы, дома и дворцы культуры... А вот чему бы хотели поучиться у россиян - это открытию в вузах новых специальностей. У нас с этим пока тяжело. Требуется собрать много документов, долго ждать решения. Какие специальности я хотел бы открыть на своем факультете? Одна из них - продюсер в сфере эстрады. То, с чем в России давно нет проблем, а для Беларуси более чем актуально.

Рассказал Николай Королев и о совместных проектах с российскими коллегами. Не так давно министр культуры Республики Беларусь поставил задачу всем вузам и колледжам, имеющим отношение к подготовке специалистов в области культуры и искусства, активнее приглашать для участия в мастер-классах ведущих специалистов из разных стран. Прежде всего из России. Белорусский государственный университет культуры и искусств стал делать это одним из первых в своей республике. В Минске уже побывали с лекциями профессора из родственного, можно сказать, СПбГУКИ. Выступали с лекциями, работали со студентами, аспирантами, беседовали с преподавателями.

Достигнута недавно договоренность о командировке в столицу Беларуси в начале будущего учебного года и одного из крупнейших в Европе специалистов-культурологов - академика Светланы Иконниковой.

Оба вуза - Петербургский и Минский - на пути к масштабному долгосрочному соглашению о сотрудничестве. Его суть, как рассказали корреспонденту "СОЮЗа", - в реализации совместных научных и образовательных проектов, предусматривающих, в частности, обмен студенческими делегациями, проведение семинаров, совершенствование "технологии обучения".