В "Российскую газету" на "Деловой завтрак" приезжал президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин.
Российская газета: Можно с уверенностью сказать, что практически всех волнует, не поднимется ли цена на проезд в пригородных поездах этим летом.
Владимир Якунин: В прошлом году правительство приняло решение, что пригородные перевозки с 2011 года наша компания прекратит финансировать из прибыли от грузоперевозок. Но электрички остались регулируемой сферой социальных перевозок. Теперь субъект Федерации отвечает за субсидирование этого регионального вида транспорта. Он же по законодательству устанавливает тарифы, договаривается с пригородными компаниями о наиболее приемлемых тарифах, подписывает соглашение об оплате услуг по перевозке из своего бюджета.
Но простому пассажиру все равно, кто какие документы подписал, кто какие документы не исполнил. Виноват кто? По определению - стрелочники, то есть мы. Но в этих условиях не только РЖД становится заложником системы, неся убытки в десятки миллиардов рублей, но рост тарифов на пригород чреват серьезным социальным напряжением. Понимая это, федеральное правительство выделило для поддержания пригорода в этом году 25 млрд рублей, по указанию премьера, и столько заложило на следующий год. Благодаря чему никакого дополнительного повышения тарифов, кроме того, который соответствует инфляции, не будет в 2012 году. В этом же году стоимость проезда не изменится.
РГ: Наши читатели - студенты спрашивают, могут ли они рассчитывать на скидки при покупке билетов?
Якунин: РЖД предоставляет студентам 50-процентные скидки в поездах дальнего следования во время учебы. Эти поездки субсидируются из федерального бюджета. Таковыми они и останутся. Что до пригородных перевозок, то это прерогатива субъектов Федерации. Они должны решать, делать ли скидки студентам.
РГ: А тем, у кого нет льгот, но кто регулярно пользуется пригородными электричками, можно рассчитывать на скидки?
Якунин: Мы продолжаем совершенствовать способы оплаты проезда в пригородном сообщении. На сети железных дорог России уже используется 43 вида абонементных билетов: на количество дней, количество поездок, на рабочие дни, билеты выходного дня и другие. Причем тот, кто его покупает, тратит на дорогу практически вдвое меньше. Снижение стоимости абонементных билетов в пригородном сообщении на большие расстояния оказало положительный эффект. С 15 мая этого года на всех направлениях Московской железной дороги стоимость абонементного билета на расстояние свыше 100 км от Москвы снизилась вдвое. Кроме того, с июня 2011 года билеты на межобластные экспрессы, отправляющиеся из столицы в Тулу, Калугу, Рязань, Владимир, можно будет купить через Интернет. К концу июня эту услугу планируется распространить и на Санкт-Петербургский железнодорожный узел.
РГ: А парк электричек собираетесь обновлять?
Якунин: Мы это уже делаем. В 2011 году помимо традиционных электричек, идущих на замену отслужившим, компания планирует закупить 27 электропоездов новой модели, которые оборудованы системой кондиционирования воздуха. На Московскую железную дорогу будет направлено 18 таких электропоездов, еще 9 отправятся в Санкт-Петербург. Первые экспериментальные составы уже курсируют с 2010 года на направлении Москва - Раменское. Они получили высокую оценку со стороны пассажиров. Но стоимость этих поездов, конечно, более чем на 30% превосходит стоимость традиционных.
РГ: Хотя до чемпионата мира по футболу-2018 еще несколько лет, читатели уже беспокоятся, сколько будут стоить билеты на проезд, чтобы попасть на матч?
Якунин: Пусть беспокоятся за стоимость билета на стадион. Что касается стоимости билетов, это не от нас зависит, а от государства. Как с государством договорятся, столько и будет стоить. У нас же есть четкое указание от главы правительства подготовить концепцию развития железнодорожного транспорта в интересах обеспечения болельщиков и спортсменов чемпионата мира по футболу, эта работа уже находится в стадии завершения, в ближайшее время эти предложения мы направим в правительство.
РГ: А что в этой концепции, если не секрет?
Якунин: Она включает в себя создание высокоскоростного сообщения: Москва - Санкт-Петербург, Нижний Новгород - Казань. Между последними городами должна быть построена выделенная линия на 400 км. При этом, с другой стороны, между Москвой и Нижним Новгородом планируется увеличение скоростей движения на существующих трассах, чтобы скорость движения была не меньше 160 км в час.
РГ: Во сколько же обойдется проект по модернизации железной дороги к ЧМ по футболу 2018 года? Кто его будет финансировать?
Якунин: После представления в правительство наших предложений должен быть решен вопрос об инвестиционных ресурсах. Правительство сегодня приняло решение о том, что уровень роста тарифов российских железных дорог не должен превышать роста инфляции. Единственный источник получения средств - это перевозки. Какой тариф нам дают, столько мы и зарабатываем.
По всей видимости, мы выйдем в правительство со своими предложениями, а оно будет действовать так же, как с сочинскими объектами, финансируя строительство транспортной инфраструктуры из бюджета. Поскольку это государственная программа развития, то выделяются специальные инвестиционные ресурсы, чтобы эти проекты можно было сделать.
О билетах на юг. Пока желающих поехать на юг на 7% меньше, чем в прошлом году. Но, несмотря на это, РЖД уже провело борьбу со спекуляцией билетами. Не без помощи правоохранительных органов в одном городе выявили тех, кто умудрился через автоматизированную систему скупать определенное количество билетов, а потом продавать по завышенным ценам. Но ситуация сейчас, считает Владимир Якунин, нормализована.
Были в пиковый сезон сложности, связанные с тем, что не всегда на фирменные поезда хватало билетов всем желающим. Сейчас компания достаточно гибко подходит к формированию схемы, сколько должно быть плацкартных вагонов, сколько купейных, сколько СВ. Федеральная пассажирская компания разработала маркетинговый план, по которому проезд на верхней полке купе приближается к стоимости проезда в плацкартном вагоне.
О пирожках в дорогу. В ближайшее время место палаточных торговцев на вокзалах займут сетевые компании. То, что творится сегодня на привокзальных территориях, это форменное безобразие, констатировал Якунин. При этом ведется речь об усилении системы безопасности на вокзалах, а в двух шагах от них "шанхай" чистой воды. И здесь надо наводить порядок совместно с местными властями, так как железнодорожникам принадлежит только полметра от стены здания вокзала. Уже есть договоренность со столичными властями в том числе регулировать торговлю. Киоски, в которых можно купить все что угодно, уберут, а на их место пригласят сетевых операторов.
О плате за виадук. Тяжелая ситуация с автомобильными переездами. В прошлом году на них погибли 72 человека, в 2009 году - 48. В этом году уже было более 70 случаев ДТП. Идет, к сожалению, тенденция к росту, констатировал глава РЖД. Особенно тяжело, когда пассажирские автобусы попадают в аварию. Трагические случаи на переездах всегда результат нарушения правил дорожного движения.
Что касается платных переездов, то Якунин подтвердил, что компания действительно отрабатывает с московским правительством варианты строительства рядом с действующими переездами на частные инвестиции альтернативных виадуков. Ждать прохода поезда тем, кто по ним поедет, не придется, но заплатить, например, 15 рублей будет надо. Есть уже определенные проекты, инвесторы заинтересовались.
О коротких платформах и длинных поездах. Журналисты "РГ" обратили внимание главы РЖД на проблему с перронами. Не всегда на станциях можно спокойно сесть в вагон - приходится карабкаться. Например, на станции Графская из 14-го вагона надо прыгать. Якунин согласился, что проблема есть. Но отметил, что если бы речь шла об одной станции, можно было бы решить все быстро и просто. Но многие платформы строили тогда, когда пассажиропоток был значительно меньше и ходили короткие составы. А сейчас, когда идет поезд из 18 вагонов, для него не хватает длины перрона.
О пробках в Москве. Если вынести вокзалы из центра города, то это повлечет за собой колоссальный наплыв машин, которые должны будут привезти пассажиров в Москву. Сегодня нет ни одного города в мире, где бы вокзал выносился, как аэропорт, за пределы города. Всегда внутри. Там, где земля слишком дорогая, убирают рельсы под землю. Якунин прогнозирует, что в перспективе по такому пути будет развиваться железнодорожный транспорт в нашей столице.
Проект запуску электричек по Малому железнодорожному кольцу полностью, понятно, всех проблем не решит, но очень существенно поможет разгрузить автодороги. Пока кольцо не приспособлено для пассажирских перевозок. И надо вложить очень существенные инвестиции, более 100 млрд рублей, чтобы пустить по нему электрички, которым нужны контактные сети. Это же грузовое кольцо, где вагоны тащит тепловоз. Необходимо поднимать мосты, положить дополнительные рельсы, пояснил Якунин.
С московскими властями компании уже договаривались, что будут осваивать этот проект поэтапно. Есть планы сначала замкнуть все интермодальные перевозки так, чтобы можно было из всех аэропортов с пересадкой или напрямую проехать в любой другой аэропорт Московского авиационного узла. Причем не въезжая в центр города на машине. И это можно сделать относительно быстро.
А с кольцом работы больше. Здесь надо еще развивать социальную инфраструктуру. Например, есть станция от какого-нибудь заводика, где все свалено в одну кучу, грязь, промышленный пейзаж. Кто туда поедет? Никто. А если там появятся переход, кафе, парковка, нормальный подъезд, тогда и пассажиров на электричке будет больше. Надо предусмотреть соединение железной дороги с метро, то есть построить пересадочные узлы.