Впервые "большой восьмерке" на открывшемся вчера во Франции саммите представилась возможность доказать миру, что в таком формате ведущие страны мира способны обсуждать и решать принципиальные международные вопросы. Но до начала саммита Дмитрий Медведев провел ряд встреч со своими коллегами по клубу.
Дмитрий Медведев до начала саммита воспользовался возможностью еще раз сверить позиции по ключевым вопросам с партнерами по "восьмерке", а заодно обсудить актуальные темы двусторонних отношений.
Сначала российский лидер провел переговоры с хозяином нынешнего саммита, президентом Франции Николя Саркози, решив все вопросы по поводу контракта на покупку Россией вертолетоносцев "Мистраль". "Мы достигли согласия, и в ближайшее время этот контракт будет подписан. Переговоры завершены, и это поможет развитию наших связей", - заявил Медведев по окончании встречи. Контракт, который будет подписан не раньше, чем через две недели, предполагает строительство двух кораблей во Франции и еще двух - на российских верфях.
Видео: Константин Завражин |
Французская сторона также согласилась выступить не только активным участником политического примирения на Кавказе, как это было осенью 2008 года, но и приложить свои усилия к социально-экономическому развитию российского Северного Кавказа.
Совместным заявлением президенты Саркози и Медведев зафиксировали готовность Франции предоставлять нашей стране опыт по организации крупных проектов в сфере туризма в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Дагестане. Французские специалисты будут участвовать не только в разработке планов комплексного развития туристических кластеров, но и помогать с нормативно-правовой базой.
Переговоры с Николя Саркози стали для российского лидера лишь легким разогревом перед следующими дискуссиями, но после встречи Дмитрий Медведев мог быть точно уверен, что по вопросам глобального масштаба один сторонник у него уже есть. "У нас общее глобальное видение всех проблем, хотя по частным вопросам могут быть некоторые разногласия", - подчеркнул французский президент, пообещав коллеге много работы в рамках саммита.
Вне его пределов у российского лидера было тоже немало не самых простых бесед. Сразу после встречи с французским лидером Дмитрий Медведев отправился к американскому президенту Бараку Обаме, с которым предстояло обсудить тему сотрудничества в сфере противоракетной обороны. Изрядно затянувшийся разговор заставил других участников "восьмерки", успевших собраться на открытие саммита, ждать президентов России и США.
Зато Медведев и Обама не потратили время даром, показав, что перезагрузка отношений между странами, по крайней мере, на словах, не прошла даром. "Мы продолжили диалог по ПРО и договорились работать вместе над созданием такой конфигурации, которая будет отвечать интересам двух стран, поддерживать стратегический баланс сил и справляться с потенциальными угрозами", - заявил американский лидер. Интересы у стран, надо заметить, пока почти диаметрально противоположны. Москва требует предоставления ей гарантий ненаправленности американской ПРО в Европе против России, вплоть до участия нашей страны в построении такой системы. США такие гарантии предоставить не готовы, разве что предлагая России поверить США на слово.
На деле обе стороны прекрасно понимают, что диалог по ПРО может прийти к какому-то единому мнению еще не скоро. И даже совсем не обязательно в период правления нынешних президентов. "Я уже говорил Бараку, что этот вопрос будет решаться в будущем. Может быть, году в 2020-м, но мы должны заложить основу для работы будущих поколений политиков. Мы должны создать правильную основу", - подчеркнул Дмитрий Медведев.
Вот что точно в силах действующих лидеров, так это фактическое вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое долгие годы партнерами по всему свету поддерживается только на словах. Россия же давно добивается своего участия в организации на деле. "Мы говорили о необходимости развития экономического сотрудничества России и США и форсированном вступлении России в ВТО", - сообщил после встречи Дмитрий Медведев.
- Я надеюсь, что мы сможем эту процедуру довести до завершающего конца, но для этого необходимы определенные условия, - заявил российский лидер, подчеркнув, что президенты договорились дать соответствующие поручения своим командам.
Оценивая уже имеющиеся соглашения, главы государств не могли не отметить позитивное влияние на международные отношения нового Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), от которого, как и десятилетия, назад зависит поддержание стратегического баланса сил. "Удалось сохранить этот баланс, и после подписания Договора об СНВ он стал лучше", - заявил Дмитрий Медведев, напомнив, что теперь этот баланс зависит от вопроса ПРО. В противном случае, как известно, из всех последних заявлений российского лидера, наша страна вполне может выйти из Договора СНВ, и в мире начнется очередная гонка вооружений.
Пока Медведев и Обама вели свои переговоры, Европа начинала подготовку к саммиту "восьмерки".
За последние несколько лет в мире стало отчетливо формироваться мнение, что формат G8, в котором Россия, США, Франция, Германия, Италия, Великобритания, Канада и Япония пытаются согласовывать глобальную мировую политику, не соответствует современным реалиям. Многие вопросы, особенно экономического плана, постепенно стали отходить "большой двадцатке", сужая круг тем для G8. Восьмерке же, которая и задумывалась как дискуссионный клуб, не принимающий обязательных к исполнению решений, оставались вечные, почти философские темы. Борьба с глобальными климатическими изменениями, африканские проблемы, нераспространение ядерного оружия "кочевали" и продолжают "кочевать" из саммита в саммит, борьба с бедностью. В свои лучшие годы "восьмерка" видела их решение практически в одном - "залить" деньгами любую проблему и только потом осмыслить, как еще повлиять на ситуацию. Но по мере развития глобального экономического кризиса "восьмерка" все больше стала напоминать подразорившегося русского помещика позапрошлого века, который отказаться от барских замашек не в состоянии, но при этом прекрасно понимает, чем для него может закончиться привычный размах "души".
Вынужденный отказ от добровольного "жертвования" огромных сумм на решение проблем, а по сути, на откладывание этого решения, а также последние мировые события дают возможность "восьмерке" доказать свою состоятельность как клуба законодателей мировой политической и экономической моды. И дело даже не в банальном самоутверждении "восьмерки". Скорость изменений, происходящих в современном мире, такова, что коллективное умение реагировать на события - вопрос элементарного выживания всей мировой системы, управляемой или, в противном случае, неуправляемой корректировки правил сосуществования различных государств.
Революционные по своей сути события в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке, шанс на общенациональное примирение в Палестине, поиск взаимопонимания в вопросе создания европейской противоракетной обороны, ядерная безопасность в связи с событиями в Японии, неформальные консультации по поводу нового главы МВФ стали главными темами очередной встречи G8.
Еще до начала заседания представители Евросоюза в лице президента Хермана Ван Ромпея и главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу выступили по ряду тем, которые должны были обсудить лидеры G8.
Так, европейцы не сомневаются в состоятельности кандидатур министра экономики и финансов Франции Кристин Лагард на должность нового главы Международного валютного фонда. "Ее кандидатура говорит сама за себя. Она - великолепный финансист и имеет неоспоримые навыки лидера. Она не нуждается в лоббировании, и мы не будем им заниматься", - заявил ван Ромпей на пресс-конференции.
На словах руководители ЕС поддержали и европейскую валюту, хотя даже у России ситуация в еврозоне вызывает беспокойство. Европейские политики его не разделяют, хотя в словах осторожны в буквальном смысле. "Основанием для осторожного оптимизма является последовательное восстановление экономического роста, подогреваемого увеличением объема инвестиций, и в меньшей степени повышением уровня потребления. Только две из 17 стран зоны евро остаются в состоянии рецессии", - отметил президент ЕС.