"Большая восьмерка" на встрече в Довиле проявила редкое для последних лет единодушие даже по тем вопросам, которые еще недавно могли бы снова заставить говорить об эхе "холодной войны".
Впервые за долгие годы повестка саммита была настолько разнообразна и насыщена вопросами, требующими немедленного решения, что экономическая часть повестки отошла на второй план, вылившись, по мнению экспертов, в чрезмерно оптимистичное заявление, что кризис устойчиво преодолевается.
Девиз саммита "Новый мир, новые идеи" не предполагал споров. Наоборот, лидеры G8 должны были продемонстрировать, что они умеют договариваться.
И коллеги по "восьмерке" более чем правильно поняли заявленный девиз форума, куда приехали с полным пониманием своей ответственности за стабильность в мире и его отдельных регионах.
Видео: Константин Завражин |
Легитимность правящего режима ливийского лидера Муамара Каддафи для "большой восьмерки" уже не повод для острых дискуссий. В итоговой декларации G8 единодушно зафиксировала, что полковник должен уйти. "Мировое сообщество сегодня не видит его в качестве руководителя Ливии, и это позиция не только "большой восьмерки", но и всех африканских стран, которые сегодня присутствовали на дневных заседаниях", - заявил президент России Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам саммита.
Оставалось только договориться о методах побуждения Каддафи к такому поступку.
До сих пор его ничто не останавливало. Теперь мировое сообщество решило воздействовать на лидера ливийской революции с помощью России. О необходимости более активного участия Москвы в судьбе Ливии Медведеву говорили и президент США Барак Обама, и французский лидер Николя Саркози, и премьер Великобритании Дэвид Кэмерон. "Мы обсуждали возможности России. Все считают, что это было бы небесполезно, тем более что мы эти консультации уже ведем", - отметил Медведев.
Российский лидер прямо на саммите принял решение отправить в Бенгази своего спецпредставителя по сотрудничеству со странами Африки Михаила Маргелова. "Я надеюсь, у него будут возможности пообщаться и с повстанцами, и с новыми политическими силами, и с представителями прежнего руководства", - заявил российский лидер.
Шансы своей миссии сам Маргелов оценивает довольно сдержанно. "Каддафи себя считает мессией, персоной, равной богу, и с такими людьми вести разговор затруднительно", - считает сенатор. Воздействовать на ливийского лидера можно через его окружение, где, надеется Маргелов, еще остались разумные люди: "Говорить надо с людьми из его окружения, с членами его кабинета, может быть, с сыновьями".
Будущее самого Каддафи мировое сообщество готово обсуждать только после того, как им будет принято решение уйти. Разброс мнений сейчас довольно широкий: от того, чтобы оставить его жить в Ливии, до предания международному суду. Москва впадать в крайности не собирается. "Можно будет обсуждать, какая страна его могла бы принять и на каких условиях и что бы он мог сохранить, а что он должен потерять", - полагает Медведев.
- Пусть уходит, куда хочет, - заявил он, но тут же объявил, что Россия не примет Каддафи.
Волнения в арабском мире затронули не только Северную Африку. На Ближнем Востоке тоже произошли беспорядки, в частности, в Сирии. Мировое сообщество опасается, что события могут развиваться по ливийскому сценарию. Франция и Великобритания заговорили о возможности внесения в СБ ООН резолюций по ситуации в стране. Москва разговор об этом поддерживать не готова. "Оснований для рассмотрения этого вопроса в Совбезе нет, - объявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков. - Мы не будем даже текст читать".
С санкциями Москва тоже призывает не перегибать палку, тем более что США и Евросоюз уже пошли на такие шаги в отношении Дамаска. "Мы не сторонники санкций. Мы считаем, что президент Асад должен перейти от слов к делу и реально произвести демократические преобразования в своей стране, обеспечить оппозиции право голоса, изменить избирательное законодательство, не допускать насилия в ходе выступлений оппозиции", - напомнил Дмитрий Медведев.
И тем не менее события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, названные с подачи французской стороны "арабской весной", страны G8 в отдельном заявлении охарактеризовали как исторические, способные привести к тем преобразованиям, которые произошли в мире после падения Берлинской стены. "Стремление к свободе, правам, демократии, созданию рабочих мест, расширению возможностей и к достойной жизни позволило жителям стран региона, число которых растет, самим отвечать за свою судьбу", - говорится в документе.
Правда, эту ответственность страны восьмерки готовы поддержать собственными деньгами, по крайней мере, уже пережившие первый этап перемен страны - Египет и Тунис. "Восьмерка" учредила движение "Довильское партнерство", в рамках которого будет создан специальный фонд. В ближайшие три года Египет и Тунис могут рассчитывать на 20 миллиардов долларов от многосторонних банков развития. Еще 10 миллиардов в регион планируют вложить страны Персидского залива. В общей же сложности для Северной Африки и Ближнего Востока могут быть собраны 40 миллиардов долларов, не считая других возможностей помощи региону на основе двусторонних отношений между странами.
Разразившийся накануне саммита сексуальный скандал с теперь уже бывшим главой МВФ Домиником Стросс-Каном добавил лидерам "восьмерки" еще одну тему для консультаций. Проходили они в двусторонних форматах. В мире существует негласное правило, по которому место главы Всемирного банка отдано представителю США, а во главе МВФ находился человек от Евросоюза. Но кризис все изменил, а развивающиеся страны заявили о том, что тоже имеют право предлагать своих кандидатов в руководители МВФ. Правда, ломать традиции не стали. "Восьмерка" поддержала министра финансов Франции Кристин Лагард в качестве кандидата на пост директора-распорядителя МВФ. Вместе с тем до G8 была донесена позиция других государств, в частности, входящих в БРИКС. "И другие государства вправе претендовать на то, чтобы потенциально выдвигать своих кандидатов на должности в руководство МВФ. И уж если не на позицию директора-распорядителя, то на позицию заместителей этого директора", - заявил Дмитрий Медведев. Для этого лишь надо изменить структуру управления фондом, и соответствующие предложения партнерам российский лидер на саммите передал.
- Это сделало бы механизм принятия решений в МВФ более легитимным и в лучшей степени отражающим позиции основных игроков, - уверен он.
Особое внимание на саммите было приковано к встрече президентов России и США, которые должны были обсудить вопрос создания в Европе противоракетной обороны, где пока между Россией и странами НАТО нет полного взаимопонимания. Хотя переговоры двух лидеров проходили в первый день до начала саммита, консультации по ПРО для Дмитрия Медведева продолжались и дальше. В том числе с европейскими партнерами.
Подводя итог, президент России не скрывал легкого разочарования. "Я пока не очень доволен реакцией на мои предложения с американской стороны и со стороны вообще всех стран НАТО, - заявил российский лидер. - Потому что мы теряем время". Медведев предупредил Обаму, что если до 2020 года стороны не договорятся, то не исключено начало новой гонки вооружений.
- Мы должны получить гарантии, что это не против нас, - напомнил Медведев. - Нам такие гарантии никто не дал. Все время говорят, что какие-то есть страны нехорошие, от них может исходить угроза. Когда мы спрашиваем, какие это страны, молчат.
Ссылки на КНДР и Иран в Москве считают несостоятельными. У этих стран нет соответствующих ракетных технологий, зато они есть у России.
Позитивные моменты во встрече с американской стороной в российской делегации все же нашли. "Прогресс с точки зрения документального оформления того, что достигнуто в этой области, пока не зафиксирован, но прогресс содержательный, безусловно, есть", - заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков. А в случае получения документальных гарантий, что ПРО не будет развернута против России, Москва не намерена настаивать на создании совместных систем и даже будет готова проявить гибкость в отношении архитектуры ПРО. "Мы не можем свою безопасность основывать на обещаниях", - подчеркнул он.
В Довиль российская делегация приехала с большим багажом предложений по ядерной безопасности. Самая первая сессия саммита была посвящена этой теме в связи с аварией на японской АЭС "Фукусима-1". Свои предложения по обеспечению безопасности Дмитрий Медведев представил еще до саммита. Они касаются улучшения системы быстрого оповещения о ядерных инцидентах, более высокой степени ответственности стран, использующих ядерную энергетику, более серьезных стресс-тестов и требований к тем странам, которые впервые начинают использовать мирный атом.
Прошедшей дискуссией российский лидер остался доволен. Партнеры прекрасно понимают, что альтернативы атомной энергетике пока нет, а значит надо усиливать международную безопасность этого сектора энергетики. "Надо правильно места выбирать для размещения атомных электростанций. Это совершенно очевидно, - дал несколько простых советов Дмитрий Медведев. - И создавать лучшую степень защиты этих станций от аварий и от различного рода естественных причин - от цунами, от землетрясений. В этом случае все будет в порядке".
Поднималась тема и на двусторонней встрече российского президента с премьер-министром Японии Наото Каном, где была достигнута договоренность полноценно взаимодействовать в сфере ядерной безопасности. Кроме того, Россия готова и дальше помогать пострадавшей от землетрясения и цунами Японии поставками углеводородов.
"Самые сложные вопросы могут разрешаться, если к этому прилагать старание. Единственное, чего, на мой взгляд, не нужно делать, так это драматизировать ситуацию", - подчеркнул Дмитрий Медведев, имея в виду обсуждение территориального вопроса о Южных Курилах.
Необычной для встречи G8 стала тема современного Интернета. Что это такое, некоторые лидеры "восьмерки" знают не понаслышке. Одни ведут собственные блоги, другие приобщаются к социальным сетям - особенно популярен у них Twitter.
Отдельно "восьмерка" обсудила ситуацию с соблюдением авторских прав в интернет-среде. Часто эти права игнорируются, да и отследить, кто и как ими злоупотребляет, практически невозможно. "Поэтому мы должны двигаться в сторону трансформации применения имущественных и личных неимущественных прав автора в Интернете в сторону более современной конструкции, когда будут учтены не только права носителя, но и желание всех тех, кто заинтересован в использовании авторских прав, получить к ним доступ без нарушения", - считает Медведев.
Впрочем, консервативная позиция пока победила. В итоговой декларации саммита осталась запись, что права интеллектуальной собственности охраняются действующими международными конвенциями.
- Эти конвенции были написаны 50, а то и 100 лет назад, и они не способны отрегулировать всю совокупность взаимоотношений между носителями авторских прав и пользователями, - подчеркнул Медведев.
Опускать руки российская сторона не собирается. В ближайшее время Москва намерена направить партнерам по "восьмерке" развернутые предложения на эту тему. Смысл их в том, что менять нужно не только международные, но и национальные нормы права, пояснил помощник президента Аркадий Дворкович, чтобы более четко определить, что такое легальное использование продукции и контента, которые размещены в Интернете.
Кстати
В кулуарах "большой восьмерки" Дмитрию Медведеву пришлось отвечать и на вопросы о своих планах на будущее. Партнеры живо интересовались, собирается ли он участвовать в президентских выборах следующей весной. "Да, интересовались, - не стал Медведев делать из этого секретов, но о содержании своих ответов распространяться не стал: - Я им рассказал абсолютную правду, что я буду делать и что будут делать некоторые мои коллеги".