Важность Первого Санкт-Петербургского юридического форума состоит прежде всего в том, что восстанавливается традиция живого прямого участия России в юстиционной системе семьи европейских народов. Прошедший форум уникален также по формату и масштабам программы: его работа помимо пленарного заседания включала пять параллельных дискуссионных сессий и пять "круглых столов", что только и позволило выполнить всеобъемлющую повестку дня. Центральным моментом, привлекшим внимание всех участников, было выступление президента Д. А. Медведева, который сказал, что творцами права в международной сфере должны быть все государства - участники международных отношений и новое универсальное правовое поле может создаваться только на такой основе.
Эта, по сути, действенная программа оказалась весьма актуальной в свете последующих выступлений. Европейские коллеги, демонстрируя в своих высказываниях преимущества и возможности европейской демократии, подчеркивали, что эта демократия как власть большинства корректируется защитой прав меньшинства на основе международно-правовых конвенций. Этот тип демократии они обозначают как конституционный, т.к. конституции большинства европейских стран, включая Россию, провозглашают примат международного права над государственным. По сути, Россию активно вовлекают в некую новую политическую систему, которая тем не менее имеет свое обозначение - неолиберализм. И осуществляется это на основе именно правовых технологий под уже многолетние заявления отечественных либеральных демократов о том, что необходимо отойти от примата какой бы то ни было идеологии, что любая государственная идеология приводит-де к тоталитаризму. Между тем общеизвестно, что авангардная партия "Единая Россия" еще в 2010 году приняла на вооружение идеологию консерватизма. А следовательно, сегодня всем политически активным гражданам России, особенно членами партии, необходимо включаться в изучение вопросов политической идеологии: с одной стороны, либерализма (либертарианства и неолиберализма), а с другой - консерватизма (классического, палео- и неоконсерватизма). Ведь очевидно, что участвовать можно лишь в том, что как минимум понятно.
Обнажившиеся в ходе выступлений противоречия мнений, возможно, имеют значение и в решении вопроса по обеспечению Евросоюзом безвизового режима для граждан России. Представляется, однако, неправомочным увязывать эту проблему с наличием идеологической приверженности неолиберализму. Иначе снимается вопрос о суверенных правах каждого государства на национальную самоидентичность и обережение своей культуры и традиций. Именно эта мысль красной нитью проходила в установочном выступлении президента РФ Д. А. Медведева на этом форуме. Он заявил, что гармонизация законодательства "не может подменяться распространением правил одного государства на территорию другого... У всех нас своя история, свои представления о справедливости, свои традиции".
Как же тогда сотрудничать, действуя в одном направлении? Вероятно, понимая, что, как сказал президент, все же мы, Россия, "хотим быть частью Европы", а не наоборот. А также вместе осознавая, что "даже самые хорошие правила... устаревают... надо развивать эти правила и делать это максимально широко". Словом, делать это как с европейской скрупулезностью, так и с российским размахом.