Власти регионов ЦФО вынуждены вмешиваться в споры граждан и коммунальных компаний


По данным минрегионразвития РФ

Руководители регионов вырабатывают новые принципы взаимоотношений с коммунальщиками. В Ивановской области уже подготовлены типовые договоры между собственниками жилья и управляющими компаниями. Навести порядок в этой сфере настроены и владимирские власти.

Не секрет, что многим жителям до сих пор непонятно, за какие коммунальные услуги с них берут деньги и куда уходят средства, собранные на капитальный ремонт. Одни управляющие компании почему-то не считают нужным отчитываться перед своими клиентами о проделанной работе. Другие предоставляют документы, похожие на отписки.

Вот яркий пример, который был озвучен на очередном совещании в администрации Ивановской области, посвященном этой проблеме. Управляющая компания ГУО ЖХ № 6 в прошлом году собрала с жильцов дома по улице Володарского почти два миллиона рублей на капремонт, но так его и не сделала. Потом на ее месте появилась другая УК, и про ремонт вовсе "забыли". Зато, как утверждают жильцы, без их ведома был установлен общедомовый прибор учета электричества, о наличии которого люди узнали, лишь когда получили счета с внушительными суммами. А в ответ на вполне законный вопрос, куда делись деньги, управляющая компания прислала людям абсолютно невразумительную бумагу.

Как сообщил начальник департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области Сергей Тальянов, за текущий год в регионе зарегистрирована 161 жалоба от граждан на ненадлежащее выполнение обязанностей управляющими компаниями. При этом их количество в жилищной инспекции увеличилось почти вдвое.

В договорах управляющих компаний с собственниками должны быть четко прописаны зоны ответственности сторон

Чтобы урегулировать отношения между УК и жильцами и сделать их более прозрачными, правительство региона разработало специальные типовые договоры, которые управляющие компании должны будут заключать с собственниками, а также форму отчетности. По словам начальника службы государственной жилищной инспекции Ивановской области Антонины Апушкиной, все ранее заключенные договоры, которые не соответствуют установленному образцу, должны быть дополнены или переоформлены. Главное - в документе необходимо четко прописать зоны ответственности сторон. И в скором времени, как обещают власти, жители получат возможность контролировать деятельность своих УК.

- Эти договоры мы будем настоятельно рекомендовать управляющим компаниям, - подчеркивает губернатор Михаил Мень. - Надеемся, что нас услышат.

 Власти предусматривают даже крайние варианты. На заседании регионального правительства чиновники обнародовали намерение расформировать недобросовестные управляющие компании, а главам муниципалитетов дать возможность сформировать новые обслуживающие организации.

Кроме того, губернатор Михаил Мень поручил комплексу государственного контроля создать реестр недобросовестных УК и разместить его на сайте службы государственной жилищной инспекции.

Необходимо также пересмотреть состав общественного совета при госжилинспекции с тем, чтобы привлечь в него больше граждан, а не сотрудников обслуживающих компаний. А региональной службе по защите прав потребителей рекомендовано действовать более решительно и штрафовать управляющие компании за нераскрытие информации о своей деятельности, как это уже делают в некоторых субъектах РФ.

Между тем для размещения информации об УК Ивановской области планируется разработать единый информационный портал. Собственные сайты или аккаунты в сервисе Twitter - для размещения информации о доходах и расходах, стоимости предоставляемых услуг, а также для обратной связи с гражданами - рекомендовано создать всем управляющим компаниям.

Власти Владимира тоже пытаются выработать прозрачные правила игры на коммунальном поле. Недавно местная теплоснабжающая организация преподнесла горожанам сюрприз, сообщив, что те получат дополнительные счета за отопление, так называемые тринадцатые квитанции. 131 миллион рублей - такую сумму коммунальщики и планировали предъявить к оплате дополнительно жителям Владимира. По самым скромным подсчетам получалось, что за перетоп семьям придется заплатить от 8 до 12 тысяч рублей - примерно одну зарплату или пенсию.

Однако именно в ту зиму Владимир на всю страну прославился своим коммунальным коллапсом. Треть городских домов в лютую стужу надолго осталась без тепла. Где же логика? - удивились горожане. Но в компании успокоили: мол, они это учли, иначе суммы могли быть еще больше, и даже пообещали не брать пени, предложив разбить выставленную сумму на шесть частей и платить маленькими "порциями" до октября.

К счастью, до митингов и судов не дошло. Городские власти своевременно вмешались в конфликт, погасив разрастающийся коммунальный скандал. Когда начали разбираться, выяснилось, что жители домов, где нет счетчиков тепла, так называемые нормативщики, должны заплатить 109 миллионов рублей. Оставшиеся 22 миллиона - доля домов, где стоят счетчики. На вопрос, откуда недоплаты у тех, кто платил по нормативам, и не возник ли перетоп из-за потерь в межквартальных сетях, в теплоснабжающей организации ответили: нормативы потребления тепла подходят для теплых зим, а для холодных - явно недостаточны.

Однако власти стоят на том, что делать доначисление жителям многоэтажек, оплачивающих тепло по нормативу, незаконно, и намерены провести более тщательное исследование расходов и доходов хозяйствующего субъекта.