Новости

31.05.2011 00:43
Рубрика: Экономика

Бензин завернут на Родину

У нефтяных компаний хотят "отобрать" производство топлива

Цены на продовольствие могут вернуться к уровню 2009 года. С топливом ситуация сложнее. И может потребоваться выведение НПЗ из состава вертикально-интегрированных компаний.

Подобная оценка ситуации прозвучала вчера на презентации доклада "Цены в России. 2010. Последствия засухи", который прошел в минэкономразвития с участием директора департамента развития конкуренции минэкономразвития Александра Пироженко.

Он рассказал, что в части регулирования цен на топливо сейчас рассматривается целый ряд системных решений, среди которых выведение нефтеперерабатывающих заводов из вертикально-интегрированных компаний. Это может быть сделано для развития конкуренции на рынке нефтепродуктов. Впрочем, как позже пояснили в пресс-службе ведомства, это предложение принадлежит минэнерго. И речь идет о выделении одного из НПЗ. Ранее информагентства сообщали со ссылкой на министра энергетики Сергея Шматко говорил, что государство рассматривает в качестве одного из вариантов передачу "Роснефтегазу" одного из заводов по нефтепереработке.

Способ "выведения" завода Пироженко конкретизировать не стал, заявив, что вопрос находится в стадии предварительного обсуждения. Но отметил, что "это может быть и продажа, и выведение из корпоративной структуры, и сдача в аренду".

Он также успокоил журналистов фразой "жесткий административный вариант изъятия не обсуждается".

Тем не менее только на солярку в прошлом году отпускные цены НПЗ выросли на четверть, что не могло не привести к росту цен на продукты питания. А именно они заняли 50 процентов в структуре составляющих инфляции в прошлом году. При этом собравшиеся эксперты отметили, что в потребительской корзине ЕС продовольствие составляет только 13 процентов, в то время в как в нашей стране - все 38 процентов, что непозволительно много. Если смотреть по структуре роста цен на товары, повлиявшие на продовольственную инфляцию, то основные драйверы - пресловутая гречка, картофель, морковь, капуста и лук. Достаточно высокими темпами росли дизтопливо, масло (неурожай подсолнечника), сахар.

При этом причины роста цен на продовольствие лежат больше в психологической плоскости, чем в области реальной экономики. Ажиотажный спрос нагнетает цены, этим пользуются торговцы и производители, а дальше торговые сети отказываются выставлять на прилавки гречку, опасаясь быть обвиненными в спекулятивных ценах.

Сейчас, по мнению Аркадия Злочевского, выясняется, что и гречки достаточно на складах и импорта-то почти не было. Сейчас цены на гречку падают и никто не знает, куда ее девать.

Примерно такая же ситуация, но в более тихом масштабе произошла с пшеном, пшеницей и ячменем. В то же время ситуация с картофелем оказалась в области более точных прогнозов. Сейчас цена на него идет вниз, хотя и с достаточно рекордных значений, отметили участники пресс-конференции.

При этом именно розничный сектор остается барьером на пути серьезного повышения цен, на этот факт обратили внимание все участники пресс-конференции. Так, например, если оптовые цены на гречку выросли в прошлом году на 400 процентов, то розничные - всего в два раза.

Однако подобная ситуация не вечна. В конце концов если не предпринимать мер по стабилизации, то возможности бизнеса не бесконечны и удерживать его на грани рентабельности бесконечно долго не способны никакие ограничительные меры. Александр Пироженко отметил, что все системные меры по регулированию цен "как реализовывали, так и будем реализовывать дальше, и мы надеемся, что это окажет влияние на темпы роста инфляции". К числу этих мер он отнес развитие инфраструктуры производства, хранения продукции, рост импортозамещения, расширение посевных площадей.

Ждать, пригодятся ли названные меры в этом году, осталось недолго - лето, которое, по прогнозам метеорологов, обещает быть жарким, начинается уже завтра.

Тем временем

Свои предложения по сдерживанию роста цен на бензин вчера озвучила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Во-первых, она предлагает обязать вертикально-интегрированные компании предоставлять независимым добытчикам 15 процентов мощностей своих НПЗ, передали со ссылкой на замглавы ведомства Анатолия Голомолзина информагентства. Во-вторых, ФАС предлагает ввести запрет на развитие сетей автозаправочных станций (АЗС) вертикально-интегрированных компаний в регионах, где их доля на рынке превышает 50 процентов. Такой законопроект уже подготовлен, на следующей неделе он будет направлен в правительство, сообщил Голомолзин.

ДИНАМИКА ЦЕН НА КАРТОФЕЛЬ

Экономика Товары и цены Цены на продукты