Коллекторские (долговые) агентства рассчитывают освоить поистине безбрежный и, похоже, неиссякаемый рынок долгов в сфере ЖКХ. И об этом они без лишней скромности вчера прямо заявили коммунальщикам, пригласив их на совместную конференцию "Проблемы возврата долгов в сфере ЖКХ".
Активность сборщиков долгов абсолютно понятна. Судите сами: задолженность физических лиц, переданная на взыскание коллекторским агентствам, на начало 2011 года составляла 139 миллиардов рублей. Это 90 процентов всего их портфеля. А вот цифры, озвученные на конференции представителем минрегиона: долги населения страны по квартплате на сегодняшний день составляют 579 миллиардов рублей, в том числе поставщикам ресурсов (газа, воды, света,тепла) - 264 миллиарда. За такой рынок есть полный резон побороться.
Тем более что сами поставщики коммунальных услуг спят и видят возврат долгов. В плюсе закончили прошлый год только энергетики и газовщики, водоканалы сработали на ноль, жилищные и теплоснабжающие организации закончили год с убытками. Это тоже данные минрегиона. При этом тенденция такова: долги юридических лиц постепенно снижаются, а физических - растут. На сегодняшний день именно граждане формируют 70 и более процентов общей задолженности. В должниках постоянно пребывают 10-15 процентов населения.
Коммунальщики объясняют это просто. Юрлица знают, что в случае неуплаты их, не церемонясь, отключат от тепла, воды и прочего, а физическим лицам в условиях многоквартирного дома это практически не грозит. Если злостных неплательщиков и отключают, то обычно они начинают несанкционированно врезаться в сети, что приводит к авариям, взрывам, пожарам.
По словам начальника отдела департамента ЖКХ минрегиона Екатерины Сидельниковой, разные регионы пытаются по-своему решить эту проблему. Например, в Екатеринбурге принято решение о переселении должников в меньшие квартиры. В Калининграде безработных должников оформляли на работу в муниципальные учреждения и удерживали из зарплаты 50 процентов в счет погашения долга. В Подмосковье должников стыдили по кабельному телевидению, вывешивали списки на дверях подъездов, подключали к телефону должников робот, который напоминал о долге до 200 раз в день.
Однако, признает чиновник, все эти меры достаточно спорные. В нашей стране 86 процентов жилищного фонда приватизировано. Лишить человека его собственности - дело очень сложное. А "черный пиар" общественностью воспринимается крайне негативно. Уже есть немало примеров, когда должники обращались в суды за защитой чести и достоинства и, конечно же, выигрывали дела. На сегодняшний день, пожалуй, единственный абсолютно легальный и безупречный способ взыскать долг - обратиться в суд. Но, как показывает практика, несмотря на то, что такие иски почти всегда заканчиваются победой коммунальщиков, реально получить деньги удается максимум в 60 процентах случаев.
И вот на помощь коммунальщикам решили прийти коллекторские агентства, у которых большой опыт взыскания долгов и в досудебном, и в судебном порядке.
Пока в портфеле этих агентств долги по ЖКХ составляют всего 5 процентов (80 процентов - банковские кредиты). Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Александр Морозов, услышав, о каких суммах идет речь, не удержался от восторга: если бы удалось взыскать хотя бы половину этих долгов, то это был бы колоссальный рост рынка. Но при этом признал, что пока уровень доверия к коллекторским агентствам еще невысок.
Связано это, во-первых, с тем, что во время кризиса, когда во всех сферах экономики пошел рост долгов (и юридических, и физических лиц), только ленивый не брался заработать на их выбивании. Из-за чего имидж этих компаний, и до того невысокий, резко упал. Кстати, по словам представителя Роскомнадзора Юлии Забудько, самое большое количество жалоб граждан поступает именно на коллекторские агентства и предприятия ЖКХ.
Вторая проблема - у нас до сих пор нет закона о коллекторских агентствах. Нет такого понятия и в классификаторе видов экономической деятельности. Четыре года назад начал разрабатываться законопроект о взыскании просроченной задолженности. Сейчас очередной его вариант находится на экспертизе в минэкономразвития.
По словам Александра Морозова, "нам нужно более человеческое лицо отрасли" и нынешний законопроект отвечает этому требованию. Но пока приходится только верить на слово. Для широкого общественного обсуждения он будет представлен после того, как его одобрит министерство. Морозов не исключает, что это произойдет уже в июле, но у него есть сомнения в том, что законопроект из политических соображений не будет принят Госдумой ни в этом, ни в следующем году.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что принятие закона может затянуться из-за разногласий по вопросу защиты персональных данных. Коллекторские агентства настаивают, что им необходимо получение дополнительной информации о должниках. В Роскомнадзоре считают, что агентства запрашивают избыточную информацию по коммунальным должникам.
Более того, нередко информация о гражданах поступает в коллекторские агентства нелегальным путем. Сегодня в соответствии с законом о персональных данных эта информация может быть передана, например, из управляющей компании третьим лицам только с письменного согласия гражданина. Но какой должник в здравом уме и трезвой памяти даст на это добровольное согласие?
Когда человек берет кредит в банке, он автоматически подписывается под тем, что информация о погашении кредита попадет в бюро кредитных историй, в противном случае денег ему не дадут. С оплатой услуг ЖКХ - совсем другая ситуация.
Словом, острой дискуссии на тему защиты персональных данных при взыскании долгов не избежать. А пока закон о коллекторских агентствах не будет принят, они, похоже, так и будут работать в основном по понятиям.