Игорь Растеряев: Под заказ написать-то могу, но плохо получится

Питерский актер, художник и музыкант Игорь Растеряев буквально взорвал YouTube и социальные сети своей музыкой. Число просмотров лишь одной его песни про волгоградских комбайнеров уже превысило 2-миллионный рубеж. Как он сам переживает свалившуюся славу и о чем намерен петь дальше - наша беседа с Растеряевым.

Перегиб - это когда на пиле играешь

Российская газета: Игорь, как ты сам объясняешь взрывной эффект своей популярности?

Игорь Растеряев: Сейчас буду говорить неправильные и даже вредные вещи. Я себя с детства оберегал от всякой неинтересной мне информации. Пробелы в осведомленности огромные. Многие фильмы, музыка, книги мимо прошли. Меня родители за это ругали. Я тоже думал что это плохо, но все равно увлекался только узконаправленными интересными мне вещами - черепицей, булыжными мостовыми, общением с Вовой Буравлевым и другими колоритными людьми, паровозами, книжкой Виктора Авдеева "Ленька Охнарь, ездой на колбасе трамвая, рыбалкой, рисованием комиксов про паренька Леху и его кореша по кличке Джамбул - прототипом которого был друг юности отца, которого я ни разу в жизни не видел, но был наслышан о его патологической храбрости и восхищался им заочно. В общем с детства варился в своем особом мирке, со своими тараканами и корюшками, на который мало что повлияло. Постепенно выковывались свои взгляды, симпатии, антипатии. И видимо так получилось, что они совпали со взглядами многих людей, хотя этого могло бы и не быть, если б у меня были другие взгляды. Но судя по юношеским комиксам, песням и книге "Волгоградские лица" - ничего за последние 10 лет особо не поменялось. Просто тогда были рисунки и рассказы - а сейчас тоже самое в песнях. Плюс гармошка. Вот и все. А на самом деле - все это Божий промысел.

 
Видео: с сайта igorrasteryaev.ru

РГ: Ты говоришь, что просто сочиняешь и поешь, в Интернет сам ничего не выкладываешь, это все друзья... Что за друзья, и они, что, без спросу на YouTube твои хиты выкладывают?

Растеряев: Друзей зовут Саня Корнилов и Леха Ляхов. Саня выложил в "Контакте", а Леха на "Ютубе" - ту, которая в итоге стала самой популярной. Комбайнеров многие на телефон снимали, но никому в голову не приходило их куда-то выкладывать. "Без спросу"... Тоже мне историческая веха, кто ж тогда знал что это вообще кому то понравится. Леха говорит - я тут выложил, я - ага понятно, и дальше стали перемет новый обсуждать.

РГ: Раз уж слава вас нашла сначала в Интернете, то подытожим что там о Растеряеве пишут. Итак, родом из Питера, по материнской линии - из финнов и ингерманландцев, по отцовской - донской казак. Один дед воевал, другой умер от голода в блокадном Ленинграде, лежит на Пискаревском кладбище. По корням все верно?

Растеряев: На Пискаревке прадед лежит. Тот который финн. Он в финскую войну против финнов воевал - командиром лыжного батальона. А с немцами его воевать не взяли - потому что финн. Зато его родного брата сразу же взяли, несмотря на то, что финн. Он в первые дни войны без вести пропал. А сестру их в 24 часа в город Бийск выслали как пособницу врага потенциальную - потому что финка. Логика такая была странная. Сейчас очень многие любят то время нахваливать, раньше вот ругать модно было, сейчас вроде маятник обратно качнулся. А меня все мой прадед волнует - кому его смерть от дистрофии нужна была? Ведь ни в армию, ни на работу не взяли, ни уехать не дали - просто оставили умирать в ледяном городе. И здоровый сорокалетний мужик просто умер. И вся история Великой Отечественной войны для него закончилась. Кому это все надо было? Ради чего его не стало? Ни одного сбитого "Фокке-Вульфа", ни одного подбитого танка... Тоска. Режиссеру предложи фильм снять - пальцем у виска покрутит: а что снимать-то? А только сколько их таких было, бесполезно погибших? А в процентном соотношении? А могло ли их что-то спасти или нет? Вот что меня волнует. Другой мой прадед - казак - в Отечественную не воевал уже по возрасту: 63 года было. У него была другая задача - заводить трактора девчонкам из Зеленовского колхоза. Трактора постоянно глохли, а у них сил не хватало их заводить - вот прадед как единственный мужчина этим и занимался.

РГ: Проще, конечно, попросить самого Игоря Растеряева рассказать о себе, но мы легких путей не ищем. Продолжаю, профессиональная карьера: хотел стать журналистом, не сложилось, подался в артисты. Сейчас в питерском театре "Буфф" занят в драматических спектаклях и в эстрадных программах. Первая известность пришла 5 лет назад: с товарищем взяли первое место по России как артисты оригинального жанра. Можешь сыграть на пиле, музицировать кувалдой. Тут уже перегиб, да?

Растеряев: Нет, перегиб не тут, а когда на пиле играешь. Только это должен быть правильный перегиб - перегиб восьмеркой. Ручку ножовки между колен-зубья к себе - восьмерочку дал, и пошел виолончельным смычком наяривать! А потом монтировочный шкворенек достаешь и по зубам пиле с оттягом - и руку резко вниз... Там своя технология, ее только показать можно. На фляге могу еще сыграть, на ладошках, на клапане вот пробовал от "Нырка 21". А вот музицировать кувалдой - это уже какие-то твои фантазии. Кстати, на "Российской газете" тоже играть можно - на расческу кладешь и пошел дудеть. Но тут у вас двое конкурентов имеется: "24 часа" и "Комсомолка" - очень хорошая бумага для игры на расческе у них - по опыту говорю.

РГ: Идем дальше. Ездишь на "Хундай Гетц" без магнитолы, в связи с чем плохо знаешь, что поют другие. Цитирую: "У меня магнитолы нет в машине, и когда я еду, напеваю тарабарщину всякую: ту-ру-ту-ру-ту-ту… И нечасто, но иногда из этого рождаются мелодии...". Что, знаменитые "Комбайнеры" так и родились?

Растеряев: Нет, "Комбайнеры" на диване родились, а не в "Гетсе", и совсем не в Глинище, как где-то написали. Улица Хо Ши Мина - вот родина "Комбайнеров". Кстати, одна из самых легких песен была - дня за три-четыре наговорилась под гармонь. Это тебе не "Русская Дорога" и уж тем более не "Ленточка".

"Казачья" на калмыцком

РГ: В тексте "Комбайнеров" слышится некоторая агрессия сельских против городских. Хотя в городах "Комбайнеры", наверное, сейчас больше востребованы. Хотя бы потому, что там доступнее Интернет. Так?

Растеряев: Наблюдаю интересную тенденцию в ходе задаваемых вопросов . "Хотел стать журналистом - не сложилось", "плохо знаешь, что поют другие" - теперь еще какая-то агрессия... Я ничего этого вроде бы не говорил. Сдается мне - это и есть журналистский профессионализм (смеется - прим. ред.). Там не агрессия, а жизнь наша - как она есть. Хотя если в этой городско-сельской жизни и присутствует агрессия - так это только агрессия города по отношению к деревне. Уж как ее, бедную, топчут, как старательно убивают - уж агрессивнее некуда.

РГ: А как родились "Ромашки", "Казачья", "Русская дорога"?

Растеряев: "Ромашки"  и "Казачья"  родились почти одновременно. За те 2 года после "Комбайнеров", когда ничего не писалось - придумались некие музыкальные болванки, если их так можно назвать - мелодии этих двух песен и темы - про что они должны быть . Естественно, если бы не такая засветка "Комбайнеров", эти мелодии до сих пор бы были мелодиями - "Комбайнеры" послужили толчком к написанию на них песен. "Ромашки" вспоминаю по поезду - я у купе проводника пью ночь напролет чай и кручу в голове "Ромашки". "Казачья" вообще задумывалась как просто мелодия, скажем, к спектаклю - слов на нее не предполагалось. Но тут Алена Суворова из клуба "Контакт" первая предложила сделать концерт в Москве. Не знаю с чего я согласился, хотя кроме "Комбайнеров" и дядькиной "Раковки"  ничего в арсенале не было - если не считать три прекрасные матерные песни из еще более раннего творчества. И я решил сделать "Казачью" - песней. А чтобы не перенагружать смыслом нравившуюся мне музыку, я решил ее сделать на калмыцком языке. Но все калмыки наших соцсетей почему приняли меня за тролля и отказались переводить на калмыцкий текст, который я набросал. Тогда я обратился в бюро переводов и мне перевели на турецкий. Но времени выучить уже не оставалось - и я решил петь на русском - то с чего переводили в общем-то. Это и стало "Казачьей" песней. На "Русскую Дорогу"  вообще не было ни музыкальных ни идейных заготовок. Сначала родилась мелодия. Потом мелодия припева. Потом тема, от которой я отказался в виду ее мелочности, местечковости и сиюминутности. Проще говоря, зажилил мелодию. И стал ее просто играть и слушать гармошку - а про что песня? И понял - про разговор природы с русскими войсками.

РГ: Опять строки из письма фанатов: "Ваш диск как врублю - сосед на огороде танцует с граблями!". Немного неожиданный эффект.

Растеряев: Вот здесь ничего не могу сказать. За соседа отвечать не берусь. Ну наверное настроение у него улучшается. Хуже было бы если бы после диска бить кого-нибудь ходил.

РГ: И вот еще одно интересное письмо от поклонницы: "Игорь, когда впервые увидела тебя - мир замер! Такого идеального воплощения красоты, таланта, неудержимой харизмы я не встречала ни в ком! Песни ваши настолько щекотливые для души, что нет сил и хочется либо рыдать либо танцевать. А под "Русскую дорогу" мы с племянницей Глашей не только поём на весь дом, но и пускаемся в пляс сродни агонии!!!".

Почитатели танцуют с граблями, пляшут в агонии... Демоническая вы личность. А на самом деле в жизни какой он, Игорь Растеряев?

Растеряев: Перехваливаете. Смешно это все, правда, говорю. Я помню, очень удивился, когда ко мне фотографироваться первый раз подошли. Да и до сих пор удивляюсь. Просто так получилось, я уже об этом говорил в самом начале - что начали писаться песни. Этого могло очень даже спокойно не произойти. Понятно, что шлифовка текста, подбор какого-то размера, вариация проигрыша - это все работа, и работа долгая и сложная. Но ведь кто то же мне кидает изначальную мысль в голову. Кто то же делает так, что я в процессе напевания всякой лабуды в машине вдруг обнаруживаю и нащупываю мелодию. Так с кем надо фотографироваться после этого? Кем восхищаться? Вот кто-то наверное думает, что я себя сильным чувствую. Да нет же, нет совершенно. Я когда это все на меня свалилось, вдруг так понял хорошо, какой я маленький и слабый сам по себе, муравей, пылинка просто. Обычный проводник - как антенну настроили и он передает волну определенную - а сколько эфир длиться будет - это уж они там сами колесики крутят. Так что здесь у меня иллюзий нет никаких про свою личность.

РГ: По "Буффу" должен знать Ветрова, Гальцева, Воробей - они из вашего театра. Есть питерская актерская мафия?

Растеряев: Про мафию слышу впервые. Что касается нашего славного музыкально-драматического театра "Буфф", то в нашем театре радости, здоровья и озорства никаких подоплек не наблюдается, ибо коллектив наш здоров и доброжелателен. 7 лет там работаю - отлично себя всегда ощущал. Ветров, Гальцев и Воробей ушли из театра намного раньше, чем я туда пришел - так что вместе работать не доводилось, хотя на юбилее театра пересекались, но вряд ли они меня вспомнят.

РГ: А братья по актерскому цеху не ревнуют? Годами актер работает, вживается в образ, шлифует талант, а этот вкалывал как все, а затем спел под гармошку перед камерой мобильного телефона: и на тебе, миллионы поклонников. Обидно.

Растеряев: Да нет, никто не ревнует. Театр и песни под гармошку - это две разные вещи. Они мало имеют отношения друг к другу.

РГ: Один очень популярный музыкальный критик написал, что за Растеряева наверняка попытаются ухватиться патриотические молодежные движения, ищущие себе героев. Пытаются?

Растеряев: Это ты про Бориса Барабанова? Очень хорошую статью он написал, кстати, после концерта в "Икре". Да и вообще ему большое спасибо - во многом, благодаря ему "Комбайнеры" попали в ротацию на "Наше радио". Что до молодежных патриотических движений, то на самом деле активность их невелика относительно меня. По крайней мере, наверняка, меньше чем кто-то себе это представляет. Посудите сами: за 9 месяцев только одно предложение. Разве так себе героев ищут? Что-то я сомневаюсь. Да и то предложение было творческим изначально: в сентябре Комитет по делам молодежи предложил бесплатно клип снять на "Комбайнеров". Притом, на наших условиях - снимать в Раковке, согласовывать весь видеоряд, во всех ролях мои друзья, в главной роли Вовка Буравлев, и самое основное и главное - живая гармошка без всякой электронщины. При этом мы ничего не платим, нам ничего не платят и ничего не подписывается. Мы, естественно, согласились - еще бы, такой подарок с неба упал. И более того - все было выполнено, как и договаривались. Съездили в Раковку, все отсняли, гармошку записали самую живую-преживую... А потом нам прислали некий коммерческий продукт под электронную музыку, где не было ни живой гармошки, ни комбайнеров. А была какая-то от начала до конца придуманная история про любовь мальчика и девочки на фоне комбайнов и нелепых телефонных будок, которые понатыкали в каждой деревне и по которым никто никогда не звонит, потому что у всех сотовые.

Я заявил, что отношения к этому иметь не хочу и попросил прекратить все эти эксперименты. Сказал прямо - я против. Это плохая аранжировка. Это плохой неправдивый видеоряд. Как автор песни я протестую против любой публикации и ротации этого клипа, где бы то ни было. А они взяли и в Интернет это выкинули - и по всем сайтам... В любой нормальной стране комитет по делам молодежи и должен клипы снимать своим гражданам - это их прямая работа и обязанность.Так почему же российский комитет нас обманул и предал? Почему извратили песню? Кто им дал на это право? Я всегда был человеком аполитичным - и чужое мнение на себя не мерял. Но после такого уважения у меня ноль к этому комитету. Личная мотивация у меня теперь, понимаете? Они все для этого сделали сами - чтобы я, лояльно настроенный человек, относился к ним с опаской и недоверием. Только для чего, непонятно?

РГ: На форумах фанаты требует от тебя написать песню про сталеваров: они же варят сталь для твоих любимых комбайнов. И еще об электриках: их мало кто уважает, и у них нищенские зарплаты - опять же у тебя дядька электрик.Пишешь под заказ?

Растеряев: Под заказ не пишу - все равно плохо получится. Сталеваров и электриков уважаю, но пока почему-то написал песню про своего ровесника Юрия Прищепного, погибшего во вторую чеченскую войну. Темы мелодия диктует, а мелодия откуда-то сама берется.

РГ: А вот самая любопытная заявка: народ просит песню против запрета на бесплатную рыбалку, она станет гимном миллионов рыбаков.

Растеряев: Опять же - не умею я под заказ - то есть могу, но плохо будет.

РГ: Слухами Интернет полнится: тебя уговаривают продать права на "Комбайнеров", зимой предлагали выступать на корпоративах за 200 тысяч руб. за час. И что же, высокомерно отказался?

Растеряев: Как всегда все немножко приврано. Просили продать давно, в начале осени, но мой кореш Леха Ляхов всех вывел на чистую воду. Насчет корпоративов - как вы себе это представляете? - люди смеются, едят, обнимаются, и им песни играют про убитых непохороненных солдат, и умерших от водки пацанах? Сам бы на таком корпоративе хотел поприсутствовать?

В баню с гармошкой

РГ: О спорном. В твоих клипах мелькают трактористы с томиком Гомера, пастухи спорят с Толстым по поводу "Анны Карениной", комбайнеры перечитывают Шнитке.

Интересно, отчего ж не Бодлера в оригинале? Или мы действительно что-то упустили в сельских трендах?

Растеряев: Что такое сельские тренды, я не знаю, но кое-что вы действительно упустили. Пастух, читающий Гомера - он в единственном числе. Зовут его - Володя Буравлев. Правда, сейчас он японскими хокку увлекся. Массово я таких явлений не наблюдал.

РГ: В "Комбайнерах" столицу походя отпинал зачем-то: "И пускай там пид...(геи) беснуются в Москве". Почему в Москве? Положим, представителей сексуальных меньшинств как раз в Москве-то власти гоняют, в то время как у вас в Питере исполинских размеров слова из трех букв на мостах начертаны. Это во-первых. К тому же

А во-вторых, на своих концертах, говорят, ты обещал не исполнять больше песен с ненормативной лексикой.

Растеряев: Так на наших мостах только москвичи и рисуют - поэтому тут ты слегка промахнулся. Это во-первых. А во-вторых, это не ненормативная лексика. Обещание касалось трех ранних откровенно матных песен, из-за того, что на концерты стали приходить люди старшего возраста, многие с детьми. Я стесняюсь при них выражаться - воспитание такое. К тому же песни эти для друзей на кухне писались - там мы их пели и продолжаем петь.

РГ: В "Комбайнерах" словом обидел Кондолизу Райс и НАТО. А потом еще похохмил на своем сайте: Кондолиза к тебе в друзья на "Вконтакте" добавилась и с концертом в Белый дом приглашала.

Смешно. Обама никуда не приглашал? И, кстати, какова реакция НАТО?

Растеряев: А давайте лучше поговорим о том, кого обидела Кондолиза и кого обидел НАТО. И не в "Комбайнерах", и не словом - а самым настоящим делом. Только будет ли после этого смешно?

РГ: А если серьезно: патриоты боятся, что слава и деньги тебя скоро испортят: огламуришься.

Растеряев:Так патриоты и должны бояться все время - это наше нормальное состояние!

РГ: Вот тебя на он-лайн интервью народ спрашивает: в Кремль пригласят - пойдешь? Ты отвечаешь, что не решил, но отчего бы и не сходить. А дальше - уморительная цитата: "Я вообще, где только не был, и на военном корабле был, и к поисковикам собираюсь на раскопки, и даже в удмуртской бане". Любопытство разбирает: а что такого в удмурдской бане?

Растеряев: Что значит не решил - меня туда никто не звал еще. В удмуртской бане было великолепно! Баянист Паша показал удмуртский прием игры на гармошке дробями. А потом научил меня - где на гармошке басы, а где аккорды - я из той бани вылез музыкально подкованный и просветленный.

РГ: Твой фанат пишет: всех кто скачал бесплатно твои песни с сайта и не отправил на твой счет хотя бы 100 рублей можешь считать жлобами.

Растеряев: Ради бога, не слушайте этого фаната, скачивайте все что угодно, у нас все открыто. Для меня самой большой честью является когда их вообще скачивают, и люди говорят, что им понравилось. Что может быть лучше? Вот я - 30-летний мужик - до сих пор не женат. До сих пор не дал Родине ни одного ребенка - ничего не произвожу - не выращиваю. Единственное что меня, наверное, может оправдать в этой ситуации - это когда люди подходят и говорят - спасибо за вот такую-то песню. Единственное - ибо других заслуг у меня пока нет.

РГ: Кстати, до какой степени тебя можно отождествлять с героями песен? Вот стоит голый по пояс казак, растягивает меха, поет про то, как любому басурману легко может голову саблей снести. О себе скромно сообщает, что "приходилось биться в соотношении один к двенадцати". В жизни приходилось драться?

Растеряев: "Казачья" это историческая песня, про события 14-17 веков. Я в жизни дрался редко - я ж на гитаре всю жизнь играл в компаниях. Меня никогда не трогали. Так, было пару-тройку раз, гитару об голову разбил одному... как-то в поезде пришлось спуститься с багажной полки, но так чтоб особенно драться - нет, наверное. Да и 9-летняя трезвость этому не способствует.

РГ: А станичники какие-то моральные или материальные дивиденды получают от своей нечаянной популярности? Раковку теперь вся страна знает, многих комбайнеров - в лицо.

Растеряев: Да они спокойно относятся. Ну знают, конечно, может приятно кому. Журналистам не доверяют - приехали они как то, понаснимали одну разруху и алкашей - не наших причем. Одна скорохватка вообще на название Раковки посягнула... Мы с Лехой Ляховым были там недавно. Степь зеленая-зеленая - соловьи поют по ночам, благодать. На мотоцикле едешь без майки - жарко, хорошо. И аккумуляторы заряжаются душевные - мне даже дня хватает - проехался по степи - и можно дальше жить и работать.

Справка "РГ"

Число просмотров песен Игоря Растеряева на YouTube:

Комбайнеры - 2 097 147

Ромашки - 1 034 147

Казачья - 1 122 691

Русская дорога - 1 648 031

Георгиевская ленточка - 764 575

Песня про Юру Прищепного - 77 793


На
сайте Игоря Растеряева все его песни можно послушать или скачать бесплатно.