Павел Толстых: Борьба с курением давно стала многомиллиардным бизнесом

Сегодня, сразу после отмеченного миром Дня борьбы с курением, я предлагаю читателям знакомство с результатами недавно проведенного исследования, выявившего многомиллиардную индустрию борьбы с табаком.

На мировом рынке средств борьбы с никотиновой зависимостью конкурируют три глобальные корпорации - Pfizer, GlaxoSmithKline и Johnson & Johnson. Более миллиарда курильщиков планеты - огромный рынок сбыта их препаратов. Для того чтобы курильщики переключились на таблетки, используются всевозможные методы пиара и политического лоббирования. За счет пиара пропагандируется идея, что табак - главный враг человечества. За счет влияния на политиков стимулируются повышение акцизов, ограничение мест распространения и потребления табака, искусственно создается положение, невыносимое для курильщика. Кстати, фармотрасль занимает первое место в мире по выделению средств на политическое влияние. Согласно данным c сайта Конгресса США, с 1998 по 2010 год фармацевты на лоббизм только в Штатах потратили 2,08 миллиарда долларов.

Как эти действия отражаются в цифрах, лучше посмотреть на примере. Спустя всего две недели после того, как японское правительство в 2010 году подняло налог на табачные изделия, объем продаж препарата Chantix, помогающего избавиться от никотиновой зависимости, вырос с 70 тысяч до 450 тысяч "стартовых пакетов" в месяц. В финансовом выражении - со 168 миллионов до более чем миллиарда долларов в год.

Кроме того, большинство медицинских фондов финансируются фармацевтическими корпорациями. Очевидно, что такие фонды - инструменты в руках фармкорпораций. Подтверждающим этот тезис примером может служить внезапная истерия фармотрасли против электронных сигарет, которые стали потенциальными конкурентами таблеткам. В 2009 году Росздравнадзор зарегистрировал электронные сигареты как "изделие медицинского назначения", а именно "устройство для защиты организма при курении", что не понравилось врачам, обвинившим контрольный орган в том, что он не провел соответствующих медицинских испытаний. Представители Росздравнадзора в ответ сами обвинили врачей, что они куплены фармкомпаниями, продающими антиникотиновые пластыри.

Почему в XXI веке все еще популярны товары и услуги группы риска, куда помимо табака входят алкоголь, игорный бизнес и оружие? Очевидно, человек по своей природе несовершенен, а данная продукция помогает ему найти необходимый жизненный баланс, попросту расслабиться, снять стресс. Это базисная человеческая потребность, которую помогают реализовать алкогольные и табачные компании. В мировой истории уже было несколько попыток директивно ограничить данные группы товаров. Единственно, к чему это привело, - к расцвету криминального бизнеса и росту популярности наркотиков.