Год российской культуры и русского языка в Италии открыл Международный студенческий форум. О перспективах, которые появляются у российского выпускника после обучения в итальянском университете, и о сложностях, с которыми может столкнуться российский студент при обучении в Италии, рассказала студентка Калабрийского университета (Италия) Екатерина Резчикова.
- Какие цели преследует студент, когда хочет учиться в итальянском вузе? Думаю, их несколько. Это повышение конкурентоспособности на рынке труда, смена жительства, желание пожить в благоприятных климатических условиях, путешествие, знакомство с новой культурой и, конечно, образование новых связей, полезных знакомств.
Чтобы закончить университет в Италии, нужно приложить немалые усилия. Требуются затраты всех основных человеческих ресурсов: психологических, физиологических, умственных. Психологические трудности связаны с преодолением языкового барьера на начальном этапе обучения, с привыканием к новому обществу и к иному менталитету. Физиологические трудности возникают прежде всего из-за смены режима питания, смены часовых поясов и акклиматизации.
Говоря о умственных ресурсах, имею в виду способность студента к самодисциплине, так как основная проблема каждого студента в любой стране - рационально совмещать учебу и отдых. Разница в системе образования в России и Италии заключается в минимизации контроля обучения студента во время учебного периода, то есть нет предварительной проверки знаний перед экзаменом. Российские студенты не привыкли к такой степени свободы и не всегда способны к самоконтролю. Это может повлиять не только на качество, но и на своевременность сданного экзамена.
Кроме того, существуют различия в проведении экзаменов. В итальянском университете нет экзаменационных билетов, что сразу приводит в замешательство российских студентов. После окончания университета студент стремится найти работу после обучения и стать гражданином Италии. Во многом это решение основано на высоком уровне социальной защиты граждан в Евросоюзе. Однако безработица в Италии остается одной из самых актуальных проблем. Работник со знанием итальянского языка и высшим профессиональным образованием имеет такую же заработную плату в Италии, как и в центральной части России.
При этом не надо забывать о том, что для того, чтобы найти достойную работу и добиться карьерного роста в Италии, российскому эмигранту придется трудиться больше, чем итальянцам. Так, по статистике, заработная плата эмигранта в среднем отличается от заработной платы итальянца на 25% в пользу последнего. При этом иностранцы в Италии с высшим образованием и опытом работы получают больше, чем итальянцы - на 11%. И, наоборот, иностранцы на рабочих должностях в среднем получают на 20% меньше.
В России при знании одного итальянского языка заработная плата повышается в среднем на 27%. Безусловно, работодателей интересуют знания и английского языка как основного. При знании соискателем двух языков возможность найти работу повышается сразу в два раза, а заработная плата может возрасти еще на 20%. В настоящее время наиболее конкурентные заработные платы для российских выпускников итальянских университетов представлены в столичном регионе и Санкт-Петербурге. Однако, на мой взгляд, это зависит в большей степени от развития международных отношений России и Италии. Для Италии Россия может представлять большой интерес в сфере бизнеса, но развитие предприятий в России сопряжено с большими рисками. Это в первую очередь связано с недостатком знаний итальянскими бизнесменами об особенностях российской экономики. Безусловно, обучение итальянских студентов в России должно облегчить развитие итальянского бизнеса, так как доверие к гражданину своей страны выше, чем доверие к иностранцу. Также российский студент после обучения в итальянском университете может быть одинаково полезен как для российского предпринимателя в Италии, так и для итальянского бизнесмена в России.