01.06.2011 23:50
    Поделиться

    Новый законопроект разрешает строить пограничные переходы на частные деньги

    Законопроект Росграницы о пограничных пунктах пропуска прошел публичные консультации.

    Подобный документ был разработан впервые, до сих пор пограничные переходы не удостаивались отдельного закона.

    В проекте прописана принципиально важная вещь: разрешить строительство и обустройство пунктов пропуска на частные деньги. Но бизнес в любом случае будет должен передать помещения границы государству.

    Выгода получается обоюдной. Бюджет экономит деньги налогоплательщиков. А бизнес выигрывает за счет расширения потока людей и грузов через границу. Контроль не должен превращаться в барьер, ограничивая движение "лишних" пассажиров только потому, что пограничникам не хватает, скажем, кабинок.

    Законопроект вызвал широкий интерес в деловой среде, эксперты высказали свои замечания. Например, автоперевозчики предлагают особо прописать норму, что привлечение частных инвестиций при строительстве пункта пропуска не должно приводить к установлению платы за пользование этим погранпереходом. Чтобы не получалось: мол, контроль у нас бесплатный, а вот за проход по дорожке мимо пограничника надо заплатить, она - частная.

    Конечно, ничего подобного авторами документа и не планировалось, но во избежание соблазнов, как полагают эксперты, надо жестко проговорить запрет. Также автоперевозчики предлагают установить жесткий перечень разрешенных видов хозяйственной деятельности для каждого из видов пунктов пропуска. Допустим, кафе на автомобильном погранпереходе - можно или нельзя? Принимать единый список платных услуг для всех пунктов - авиа-, автомобильных, железнодорожных и других - не стоит, считают эксперты.

    - Специфика того или иного вида международного сообщения обуславливает специфику обустройства соответствующего пункта пропуска, - говорится в заключении.

    По словам представителей Росграницы, улучшаться должно не только состояние погранпереходов, но и вся приграничная инфраструктура: необходимо строить дороги, придорожные гостиницы, кафе, автозаправки. Таковы планы.

    При этом на границе не должно появляться коммерческих структур, оказывающих "обязательные услуги". Предположим, заставляющих мыть машину перед проверкой или как минимум оплачивать квитанции за мойку. Подобные бизнес-фантазии недопустимы, и закон не должен оставлять для них лазеек.

    А Научно-исследовательский и испытательный центр биометрической техники МГТУ имени Баумана предлагает включить во все статьи законопроекта, где упоминается пограничный контроль, норму о паспортном контроле с использованием биометрических автоматизированных систем как обязательной части. Также предлагается записать в законе, что на территории пунктов пропуска должны устанавливаться биометрические интеллектуальные (аналитические) системы видео- и аудионаблюдения. Такая аппаратура может распознать человека, скажем, по глазам. Или по голосу. Допустим, если "глаза" уже есть в базе данных и человек там значится как особо опасный террорист, система выдаст сигнал тревоги на мониторы пограничников.

    Еще одно предложение законопроекта - ввести в каждом пункте пропуска свою администрацию, которая бы отвечала за хозяйственную часть. Люди могли бы туда жаловаться, скажем, на очереди на границе. Если не работают какие-то кабинки или какие-то проходы на ремонте, это вопрос в том числе и к хозяйственникам. Минэкономразвития, рассмотревшее законопроект, потребовало четко прописать правовой статус такой администрации, тем более что она согласно проекту наделяется достаточно широкими полномочиями.

    А Росграница совместно с международными организациями завершает подготовку обзора международного опыта по обустройству и администрированию пунктов пропуска, возможности его применения в России. Обзор включает в себя информацию о системах управления пунктами пропуска в странах Европейского союза, США, Канаде и других. Самые передовые технологии будут внедряться и у нас.

    Также ведомство изучает общественное мнение. Например, сейчас на сайте Росграницы проводится опрос, на границе с какой страной хуже всего работают автомобильные пункты пропуска. Еще граждане могут высказать свое мнение, что необходимо развивать в первую очередь: авиационные, автомобильные или какие-то другие пункты пропуска через границу? Пока 64 процента голосов поданы за то, что развивать надо автомобильные погранпереходы. 14 процентов проголосовавших считает, что количество пунктов пропуска надо сокращать. Таков, уточним, глас народа - из числа посетителей сайта Росграницы.

    Кроме того, ведомство недавно утвердило правила режима в пунктах пропуска через границу. В целом количество погранпереходов за три года сократилось. К началу года насчитывался 381 пункт. Но с 1 мая, например, были закрыты еще 3 воздушных пункта пропуска: Иваново, Когалым, Москва (Быково).

    Поделиться