Ислам запрещает изображать лица, тем более лики ангелов или святых.
Однако сегодня в Государственном центральном музее современной истории России можно увидеть несколько десятков изображений Мадонны с младенцем - работы учеников махачкалинской Детской школы искусств N7. И все они выполнены с такой энергией и любовью, что не могут оскорбить чьи-либо религиозные чувства.
Шестнадцатилетний Руслан Махачев уже несколько лет рисует образ Божьей Матери. Больше десятка его работ вошли в московскую экспозицию: "Мадонна в радости", окруженная солнечными лучами, "Мадонна в печали" кротко опустила глаза долу, а вот Богоматерь, похожая на красавиц 1001 ночи, сверкает черными глазами из-под тонкого покрывала. Здесь речь не о толерантности или интересе к чужой культуре - о любви, глубоком восхищении святым образом матери и младенца.
Руководитель проекта художник-педагог Валерий Куцев называет выставку общественно-политическим событием. Правда, на вопрос, как в дагестанской школе родилась идея рисовать христианские святыни, честно отвечает: случайно.
- Лет пятнадцать назад в школу пришла девочка и привела младшую сестренку - не с кем было оставить. Я посадил малышку и предложил: давай мы тебя нарисуем. У девочки в руках была кукла, на голове - круглая шапочка. И вдруг на рисунке одного из моих малышей стал проступать не просто портрет - образ матери с младенцем, образ Мадонны. Так тема и родилась. Я показываю детям Владимирскую Божью Матерь, Сикстинскую Мадонну. На их основе они создают свои образы. Мы трижды организовывали выставки в Махачкале.
Художник рассказывает: ему и в голову не приходило, что работы учеников кто-то может посчитать провокацией. Признается: когда предлагал детям тему для рисунков, не думал ни об общности культур, ни о толерантности.
- Пятнадцать лет назад и слова такого не было. За все годы ни дети, ни родители ни разу не возразили, не удивились, почему Мадонна - чужая святая. Детям очень нравится этот образ. Как можно сказать им: не рисуйте, это чужой Бог? Ислам, действительно, запрещает изображать лица. Но художник не может существовать в рамках запретов и рисовать всю жизнь только орнамент. Творчество - это свобода, только она создает шедевры.