Новости

02.06.2011 00:30
Рубрика: Культура

Сколько в Минске Москвы и Питера

Корреспондент "СОЮЗа" расспросил об этом главного архитектора Северной Пальмиры

В Минске побывала делегация питерских архитекторов - их пригласили коллеги из Союза архитекторов Беларуси. Делегацию возглавлял главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев.

- Понравился вам Минск, Юрий Константинович?

- Очень! Город чистый, аккуратный. Приятно был удивлен, увидев местные здания. Ведь белорусская архитектурная школа в определенной степени петербургская, точнее, ленинградская и немного московская. В свое время в Минск уехали работать многие мои товарищи по институту. Поехали на два-три года, а задержались в большинстве своем на всю жизнь, сделав там имя, карьеру.

- Как я поняла, пригласили вас отнюдь не на экскурсию.

- В Беларуси возводится сейчас очень много офисных зданий, жилых, спортивных. А опыта, сетуют местные специалисты, недостаточно. Да и проблемы у современных архитекторов и строителей разных стран сейчас, в общем, схожие. Главная из них: как и что строить в историческом центре, чтобы не навредить, как "увязать" новую постройку с транспортными потоками .

- Бытует мнение, что архитекторы в большей степени, чем люди других профессий, подвержены политическому заказу, а отнюдь не влиянию мировых тенденций.

- Действительно, архитектура всегда была заказом. Только скорее социальным, а не политическим. И в советское время, и в дореволюционное. Все самые известные петербургские сооружения возводились за царские деньги и по царскому заказу, ну, или на деньги знати: Зимний дворец, Апраксин двор, Александринский театр, Михайловский дворец... В советской истории был "сталинский период архитектуры", признанный, между прочим, во всем мире. По художественности и эмоциональности он ничуть не уступает постройкам царского времени. Позже те же самые архитекторы, которые строили "сталинки", стали заниматься панельными пятиэтажками. У каждого времени свои задачи.

- Я немного о другом. Почему, на ваш взгляд, в ХVII-ХIХ веках, когда технические возможности были достаточно скромными, строили тем не менее и надежно, и оригинально, и красиво - глаз не оторвать от того же Михайловского, Зимнего? А нынче, при современных-то технологиях, все так однообразно.

- Архитектура сегодня - это глобальное искусство, сильно подверженное "влиянию извне". Отсюда ее унификация. Все модные течения благодаря Интернету моментально тиражируются, заимствуются. Это - во-первых. Во-вторых, те дома, в которые вкладываются хорошие деньги - на планировочную структуру, отделочные материалы, придомовое благоустройство, - они качественные, заметные, выпадают из общего ряда. У нас в Петербурге тому немало примеров. Скажем, два здания на Невском проспекте за Московским вокзалом. Это самый центр города! Беда в ином. В том, что застройщики стараются вкладывать меньше средств на возведение или реконструкцию зданий, иначе не продать их потом. Бывает и так, что наши специалисты, заимствуя чужую идею, перенимают только чисто внешние черты сооружения при сохранении старого содержания. А в той же Западной Европе выбор того, что именно строить и как это будет выглядеть, продиктован обычно конкретными технологиями.

- Слышала от специалистов, что "в Минске архитектура не испорчена". Это так?

- В свое время так же говорили о Петербурге, даже хвалили его за это. Но в том не было заслуги самого города. После того как в 1918 году он перестал быть столицей России, в нем строили мало. Потому и хорошо сохранился. Схожая ситуация с Минском. Он хоть и главный город Беларуси, но до недавнего времени в нем мало что возводилось. К тому же генеральный план Минска, созданный в советское время, до сих пор является образцом градостроительства - был в свое время примером всем в СССР! "Ломать" его - значит разрушить саму идею этого города. В любом случае белорусским коллегам наш опыт будет весьма полезен.

- Надо думать, не только минчанам у нас, но и нам у них есть чему поучиться?

- Безусловно. Меня приятно удивила, например, размеренность жизни этого большого города. Нет свойственной Петербургу непрерывной спешки за всем и вся. Понравилось бережное отношение и специалистов, и рядовых горожан к старинным постройкам. Интересовались мы также материалами, которые используются в Беларуси в строительных работах. Они у них высокого качества. И что немаловажно - свои, не импортные. Наша делегация побывала на нескольких предприятиях. В том числе на заводе металлоконструкций, где производят высококачественный алюминий. Это действительно новый уровень производства, который, несомненно, будет способствовать повышению качества строительных работ. Добавьте к этому тот факт, что минские строители - имею в виду в данном случае рабочих - специалисты очень высокого уровня.

К слову, о материалах, а также о высотном строительстве. В Минске делают ставку на облегченные, как их называют, современные строительные материалы. И с большой осторожностью относятся к возведению многоэтажных домов, чего, согласитесь, никак не скажешь о петербургских архитекторах, стремящихся в последние годы "всё выше, и выше, и выше".

- А что скажете об оригинальной системе озеленения и орошения Минска? Говорят, благодаря этому в городе не бывает душно даже в 30-градусную жару.

- Я уже упомянул великолепный градостроительный план, созданный советскими архитекторами 50 с лишним лет назад для восстановления Минска. Он предусматривал и оригинальную систему озеленения города, включающую другую систему - искусственных водоемов, запруд. Смотрится это интересно. И, что главное, вносит свою лепту в регулирование местного микроклимата.

- Сотрудничество двух союзов архитекторов - Беларуси и Петербурга - ограничится пока только вот этой поездкой или?..

- Мы подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве. Он предусматривает, что мастерские с той и другой стороны смогут участвовать в творческих конкурсах как в Беларуси, так и в Петербурге.

Культура Арт Архитектура В мире экс-СССР Беларусь