Тюменская область проживет год безбедно благодаря дорогой нефти

Тюменская область, готовившаяся было подтянуть "бюджетный ремень", этот год проживет безбедно благодаря дорогой нефти. Облдума утвердила увеличение доходов казны без малого на 24,6 миллиарда рублей, а годовые расходы - на 43,6. Но дальнейшие перспективы региона - если не наладить на месте масштабную переработку углеводородов - туманные.

Напомним, региональный бюджет постепенно лишается 5-процентной доли поступлений налога на добычу полезных ископаемых. В текущем году федеральный центр компенсирует области три четверти "выпавших" доходов, через три года денежный ручеек иссякнет. Бюджет области был сверстан с учетом этих потерь и ориентировался на умеренную стоимость барреля на мировом рынке. Солидная добавка, которую неожиданной назвать все-таки нельзя, образовалась преимущественно за счет несырьевого налога - на прибыль, но его величина прямо связана с благополучием предприятий нефтегазовой отрасли. Добыча сконцентрирована в автономных округах, именно оттуда бюджет и получил подпитку. Логично, что весомая доля добавки - 17,7 миллиарда рублей - направляется в рамках областной программы "Сотрудничество" на реализацию социальных и промышленных проектов в северных регионах.

Объем дополнительных финансовых вливаний впечатляет. К примеру, около 9 миллиардов рублей пойдет на строительство жилья для льготников, 4,8 миллиарда - на дороги, 6,7 - на здравоохранение, 5,2 - на образование. В общем, сегодня область совсем не нищенствует. На завтра гарантий нет: нефть, как не раз случалось, может существенно подешеветь. Между тем за последние годы себестоимость ее извлечения из недр увеличилась на многих месторождениях Западной Сибири наполовину, а объем добычи падает. Десятки небольших месторождений не вводятся в эксплуатацию в силу их низкой рентабельности, некоторые из действующих уже убыточны.

Правительство Югры со следующего года вводит для нефтяных компаний особые условия предоставления им 4-процентной скидки по налогу на прибыль. Что, по мнению большинства наблюдателей, на первых порах приведет к увеличению сборов в региональную казну. Согласно концепции прежнего правительства округа, фискальная льгота позволяла нефтяникам поддерживать приемлемый уровень добычи сложноизвлекаемых запасов, особенно на истощающихся участках недр. Сейчас окружные власти готовы дать поблажку лишь в случае направления инвестиций "в будущее" - на сейсморазведку, глубокое разведочное бурение. С одной стороны, логично: прирост запасов несопоставим с объемом добычи, лет через 15-20 кладовая иссякнет. С другой - менеджеры ведущих компаний заявили, что увеличивающееся налоговое бремя, в первую очередь НДПИ, вкупе со стремительным удорожанием электроэнергии не позволит им вкладывать серьезные деньги в перспективу. Более того, придется ужать текущие производственные расходы, законсервировать часть скважин. Такая экономия обернется стагнацией и в итоге ударит по бюджету. Словом, идет торг. И не только за четыре процента.

- Где здесь правда, а где лукавство? Одно достоверно: в регионе поисковые работы на плохо изученных территориях и глубинах финансируются по остаточному принципу. Резонность прочих доводов можно проверить лишь с помощью достоверных экономических данных нефтяных холдингов. Но раскрывается далеко не вся информация, которая должна быть в публичном поле, порой она противоречивая, куцая. Так, ряд вертикально интегрированных компаний владеют крупными нефтеперерабатывающими заводами, по сути, монополизировали и поделили рынок ГСМ, какие-то потери с лихвой компенсируют за счет реализации топлива. Но попробуйте узнать величину выручки! - говорит кандидат экономических наук Анатолий Новосельцев.

Статистика свидетельствует: с 1991 года рост цен на бензин, дизтопливо в 8-12 раз превышает удорожание продуктов и ширпотреба. Зато структура нефтепереработки почти не изменилась. По сравнению, скажем, с Соединенными Штатами Америки в России мало НПЗ. Да, совокупная мощность имеющихся предприятий перекрывает потребности отечественных потребителей. Однако глубина переработки в силу технологической отсталости остается низкой, заводы-гиганты находятся в неконкурентной среде, а доставка топлива к сетям АЗС при галопирующем росте транспортных тарифов обходится в копеечку. Есть любопытные расчеты: если бы в западносибирской нефтяной провинции, которая работает главным образом "на трубу", увеличили хотя бы впятеро объем комплексной переработки нефти, газовых конденсатов, в том числе для получения высокооктановых бензинов, дизтоплива, то за 6-7 лет бюджеты разных уровней получили бы дополнительно до 0,5 триллиона рублей.

Вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев с сожалением вспоминает о нереализованном в первой половине 90-х проекте строительства на территории региона нескольких НПЗ. Его восприняли в штыки экологи. Но дело не только в них. В те годы, как правило, идеи выгонки бензина неподалеку от источников сырья считались экономически нецелесообразными, "местническими", а то и вздорными. Казалось проще и выгоднее продавать сырую нефть, нежели получать из нее продукты передела.

В этой связи любопытна история становления НПЗ на окраине Тюмени. Крупная труботранспортная компания закупила за границей нефтеперегонную установку далеко не последнего поколения - якобы для диверсификации своего бизнеса. От затеи в итоге отказалась. Оборудование долго лежало мертвым грузом, пока его не приобрел профильный холдинг. Региональные власти поначалу и слышать не желали о строительстве мини-завода на основе "безбожно устаревшей технологической линии". Однако инвестор убедил: от малого - низкооктановых бензинов, солярки, мазута - удастся перейти к выпуску современного моторного топлива с кратным наращиванием мощности. Слово сдержал: предприятие приступает к третьему, завершающему этапу реконструкции, на выходе получит бензин стандарта "Евро-5". Совокупный объем капиталовложений составит приблизительно 60 миллиардов рублей, НПЗ войдет в категорию заводов средней мощности. В США именно такие определяют погоду на топливном рынке. Тюменское правительство довольно, поскольку получило отличный источник налоговых поступлений.

К аналогичному маневру власти собираются прибегнуть в Тобольском нефтехимическом узле. Здесь, как известно, приступили к реализации выстраданного еще в советское время проекта - возводят суперзавод по производству полипропилена. Это одна из высших ступеней передела углеводородов. Проблем со сбытом не будет. Китай уже выступил в качестве ненасытного потребителя. Однако выигрыш будет куда больше, если здесь же, на месте, изготавливать из полипропилена пластиковые изделия промышленного и бытового назначения. Ведь в основном мы завозим их из-за рубежа. Правительство РФ рассматривает проект по формированию в Тобольске особой экономической зоны. Цель - привлечь бизнес к созданию такого рода перерабатывающих производств. Тогда отчисления в бюджет вырастут на 20-40 процентов. Вывод напрашивается: бесперспективно гнать за границу сырье и полуфабрикаты, ежегодно теряя сотни миллиардов рублей.