Новости

Железнодорожники открыли летний сезон. В то время как дачники штурмуют электрички, федеральные и региональные власти думают, как помочь компаниям, осуществляющим пригородные перевозки, стать безубыточными.

Перевозчики всерьез обеспокоены снижением пассажиропотока из-за роста цен на билеты. Скажем, в Свердловской области тарифы повышались в этом году уже дважды: в январе и марте. Сначала повысили цены на дальние поездки в электричках, затем и на ближние - от 6 до 115 километров. В итоге билеты подорожали в 2011 году по сравнению с 2010-м примерно на 16 процентов. Парадоксально, но до некоторых уголков Среднего Урала дешевле добраться на маршрутке, чем на электричке. Как следствие, с марта количество пассажиров в электропоездах уменьшилось на 15-20 процентов. За четыре месяца 2011 года пригородная компания, работающая в трех регионах УрФО - в Свердловской, Тюменской областях и в ХМАО, - перевезла на 200 тысяч человек меньше, чем за такой же срок в 2010 году.

- В прошлом году правительство РФ приняло решение, что пригородные перевозки с 2011 года наша компания прекратит финансировать из прибыли от грузоперевозок, - говорит президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. - Но электрички остались регулируемой сферой социальных перевозок.

Железнодорожники надеются, что выправить ситуацию смогут субсидии из федерального бюджета, которые правительство решило направить на компенсацию инфраструктурных затрат перевозчиков. Затраты эти, кстати, составляют в тарифе от 40 до 60 процентов. Планируется, что центр выделит 25 миллиардов рублей, которые будут распределены между всеми субъектами Федерации, но гарантий пока нет.

- Это решение носит протокольный характер, - поясняет начальник отдела транспорта главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области Анна Водинская. - Оно еще не вылилось ни в какой нормативный документ, поэтому пока нет ответов на многие вопросы. Как долго будет действовать эта программа: два, три года? А что будет дальше?

По словам Якунина, теперь за субсидирование пригородного сообщения отвечает субъект Федерации. Он же по законодательству устанавливает тарифы, договаривается с пригородными компаниями о наиболее приемлемых ценах, подписывает соглашение об оплате услуг по перевозке людей из своего бюджета.

Компенсации из региональных бюджетов выручают перевозчиков лишь отчасти. В прошлом году Свердловская область выделила 350 миллионов рублей, эта сумма покрыла почти 44 процента выпадающих доходов пригородной компании. В Тюменской области этот процент значительно больше - 88. Лидером же стала Югра - там бюджет компенсировал 98,6 процента выпадающих доходов перевозчика.

Если в 2011 году федеральное правительство все-таки приплюсует к региональным компенсациям свои, то убытки перевозчика во всех регионах УрФО удастся покрыть полностью. В таком случае получится и удержать рост тарифов на электрички в рамках обозначенных премьером Владимиром Путиным 11 процентов. Свердловская пригородная компания уже представила в Региональную энергетическую комиссию предложения по снижению тарифов, но РЭК еще не приняла решение.

Обыватели пока не видят реальных итогов политики финансовой поддержки перевозчиков. Они лишь подсчитывают стоимость выращенных на садовых участках овощей: с учетом затрат на проезд личное подсобное хозяйство нерентабельно.

Экономика Транспорт Железные дороги УрФО