Проблему безопасного хранения и утилизации боеприпасов надо решать в целом - эксперты

Участившиеся трагедии на арсеналах с военными боеприпасами вызывают немало вопросов. Почему взрываются военные склады и хранилища, виноват ли в этом только пресловутый человеческий фактор или речь идет о системных просчетах в организации хранения и утилизации снарядов, бомб и мин? Свое мнение по этому поводу корреспонденту "РГ" высказали известные политики, ученые и военные. 

Адмирал Владимир Комоедов, депутат Госдумы, бывший командующий Черноморским флотом РФ: 

- Для ответа на эти вопросы, как говорится, надо шагать от печки. Чтобы не случилось беды, необходимо в первую очередь организовать хорошее хранение боеприпасов различного назначения. Кроме того, важно знать их физико-химические свойства. То есть речь идет о профессионально подготовленных кадрах, сведущих не только в вопросах производства боеприпасов, но и знающих условия их хранения и утилизации. 

Заметьте, что взрывы на арсеналах происходят не из-за природных катаклизмов вроде лесных пожаров. К сожалению, здесь очень часто срабатывает так называемая коммерческая составляющая. Ведь разборкой и подготовкой боеприпасов к уничтожению занимаются, в том числе фирмы, которым нужны присутствующие в военных изделиях пороха и цветные металлы - в частности,  медь и латунь. 

Чтобы их безопасно получить, нужны соответствующие технологии. 

К примеру, у нас на Черноморском флоте для того, чтобы ликвидировать в мине 200-300 килограммов морской смеси, вывели бактерии, которые фактически "съедают" взрывчатое вещество до металла. 

То есть в России не перевелись Левши и Кулибины.  Надо только, извините за выражение, вытащить такого человека на свет божий и дать ему возможность работать. 

А если все делать с кондачка, непрофессионально, то и результат получим соответствующий. 

Александр Каньшин, председатель совета директоров Ассоциации офицеров запаса Вооруженных сил "Мегапир", член Общественного совета при минобороны РФ: 

- Думаю, что все происходит из-за нарушений в системе управления арсеналами. Профессионалы еще год назад предупреждали, что сокращение там военных должностей и замена их гражданским персоналом ни к чему хорошему не приведет.  Сказалась и ликвидация в таких структурах пожарных команд. 

Есть испытанная годами практика работы на складах и хранилищах боеприпасов. Ими всегда управляли особые люди. Начальники арсеналов подчинялись руководителю Главного ракетно-артиллерийского управления в чине маршала или генерала армии. Сейчас его ранг сильно понизили, соответственно снизилась "планка" по всей командной цепочке. 

Кого мы сейчас видим на арсеналах? Работающих женщин и солдат, перекидывающих боеприпасы. Если мы в мирное время не можем наладить безопасное хранение и утилизацию взрывоопасных предметов, можно представить, какая чехарда будет твориться в особый период.  Ведь с арсеналов станут эшелонами оправлять мины, бомбы, снаряды и ракеты. Кто-нибудь об этом сейчас думает? Вот почему нужно срочно разобраться, почему происходит сбой в системе управления складами и хранилищами. 

С этим вопросом шутить нельзя. И думать, что, сократив офицеров, решим все проблемы, поставим все на свои места, нельзя тоже. Не будет такого. 

Генерал армии Махмут Гареев, президент Академии военных наук: 

- Тут вопрос очень сложный, в двух словах на него не ответишь. Но если коротко, то проблему безопасного хранения и утилизации боеприпасов надо решать не по отдельным воинским частям, а в целом.

Давно можно было спрогнозировать, когда все это хозяйство станет по-настоящему опасным.  Дело в том, что на арсеналах осталось много боеприпасов еще со времен Великой Отечественной войны. После нее их тоже производили. Надо знать, когда у них кончается срок эксплуатации и заранее планировать, где и по какой технологии весь этот арсенал уничтожать. Такого четкого решения по этим вопросам по существу не было принято. Работу проводили по воинским частям - по мере того, как там назревали проблемы с боеприпасами. 

А сейчас ситуация такая: нужно и новые боеприпасы производить, и старые как-то хранить и утилизировать. Сложность в том, что все армейские склады носили временный характер, и при их возведении не всегда учитывали опасность, которую они несут. Поэтому надо принимать кардинальное решение: где и как хранить боеприпасы. Строить современные и надежные арсеналы, обеспечить там специализированную охрану, примерно так, как это делается по ядерному оружию. 

Владимир Дворкин, руководитель Центра проблем стратегических ядерных сил: 

- Еще с Первой мировой войны и советских времен у нас лежит такое количество боеприпасов, которое надо ликвидировать многие годы. В связи с тем, что контроль за арсеналами ослаблен, люди уволены, специалистов все меньше и меньше, можно сказать, почти нет, смотреть за складами и хранилищами боеприпасов почти некому.  Вот они и взрываются.