02.06.2011 23:34
    Поделиться

    Парламент Ирана признал незаконным решение Ахмадинежада назначить себя министром нефтяной промышленности

    В иране до предела обострились противоречия между президентом Махмудом Ахмадинежадом и духовным лидером Али Хаменеи.

    На фоне этого раскола у оппозиции появляется реальный шанс стать третьей влиятельной политической силой и существенно упрочить свои позиции. Такую точку зрения относительно происходящего в Исламской Республике высказал известный специалист по Ближнему Востоку, доктор исторических наук, член научного Совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

    Парламент Ирана, где доминируют сторонники аятоллы Али Хаменеи, признал незаконным решение президента назначить себя министром нефтяной промышленности взамен уволенного в мае Масуда Мирказеми. Более того, народные избранники добились, что это дело будет рассматривать специальный состав Верховного суда.

    "По большому счету, все эти трения, противоречия в значительной степени заложены в самой системе власти Ирана, - прокомментировал последние события Малашенко. - Сама структура власти в Иране такова, что в стране фактически существуют два лидера - президент и духовный лидер. Это противоречит идее единого лидерства. Существование тандема провоцирует разногласия и раскол. Вот они и делят власть между собой", - считает собеседник "РГ". Можно даже сказать, что Ахмадинежад и Хаменеи несколько подустали друг от друга.

    Алексей Малашенко также указал на интересную особенность нынешней ситуации в привязке к последним событиям в Северной Африке и на Ближнем Востоке. "Часто можно слышать рассуждения о том, как Иран влияет на ситуацию в Сирии, Бахрейне и других странах. Но сейчас обратная картина: эти бурлящие события, в свою очередь, оказывают серьезное воздействие на расклад политических сил в Иране", - полагает эксперт. В этой связи Малашенко предположил, что президент Ирана Махмуд Ахмадинежад и духовный лидер Али Хаменеи серьезно расходятся по поводу того, как следует действовать в связи с новой ситуацией на Ближнем Востоке. "Если второй хотел бы задействовать шиитский фактор, выступить на стороне шиитов других стран, то Ахмадинежад, несмотря на свой образ революционера, предпочитает придерживаться более сдержанной позиции, не ввязываясь, как минимум активно, в расстановку сил в других странах. Если же победит точка зрения на необходимость поддержки шиитов, то регион забурлит еще больше", - утверждает эксперт.

    Ставший уже явным раскол между двумя самыми влиятельными фигурами Ирана привел к достаточно неожиданным результатам. "Эта ситуация играет в определенной степени на руку оппозиционерам, которые могут воспользоваться разногласиями и стать третьей влиятельной политической силой Ирана", - отметил аналитик, предупредив, что "все только начинается". "Это только начало противостояния, мы вполне можем ожидать, что политическая борьба в Иране еще больше обострится.

    С другой стороны, расклад сил в Иране остается крайне сложным. "В этой стране очень полицентричная структура власти. В ней существует большое количество различных советов и прочих органов, которые оказывают влияние на действие самых разных ветвей власти, включая деятельность аятоллы Хаменеи. Еще свое слово не сказал и Корпус Стражей Исламской Революции. "Хотя этот орган часто воспринимают как собрание сторонников духовного лидера, но я бы не стал упрощать ситуацию. И там хватает влиятельных людей со своим независимым подходом", - объяснил Малашенко.

    Хотя президент Ахмадинежад в последнее время получил несколько чувствительных уколов от своих противников, его авторитет и влияние, по мнению эксперта, все равно остаются огромными. "Он очень харизматичен, энергичен, у него много сторонников. Активная и динамичная позиция Ирана на мировой арене - во многом его заслуга. Ахмадинежад весьма влиятелен и не сказал бы, что выглядит слабее аятоллы", - считает эксперт Центра Карнеги.

    Вместе с тем, даже самые непримиримые политические соперники в Иране сходятся в необходимости развития ядерной программы. "Это для них "священная корова". Они ни за что от нее не откажутся", - сказал собеседник "РГ", признав также, что и Запад не отступится от своих требований.

    Поделиться