Присутствие государства в экономике мешает развитию бизнеса и формированию благоприятного инвестиционного климата. К такому выводу пришли эксперты, собравшиеся вчера на совместное заседание в рамках подготовки предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.
При этом, по мнению президента Института национального проекта Александра Аузана, сейчас государство постепенно избавляется от ненужных функций контроля. "Пришло осознание глубины проблемы, - считает он. - Сейчас принят ряд решений по упрощению и внедрению стандартов качества для государственных услуг". Это прецедент, отметил эксперт, и очень важный, так как показывает, что избавляться от избыточного контроля не только нужно, но и можно.
В то же время, отметили участники заседания, массового улучшения ситуации не произошло. Более того, процесс ухода государства из бизнеса для большой части граждан и самого бизнеса остался, что называется, "за скобками". Что же необходимо сделать для того, чтобы общество было в курсе ситуации?
Прежде всего требуется наладить полноценный диалог власти с сообществом, в том числе через имеющиеся общественные институты. Как отметила в своем выступлении руководитель экспертной группы "Развитие общественных институтов" Елена Тополева-Солдунова, сегодня их участие невелико, однако привлечение к разработке социально-экономических решений, мониторингу и оценке реализации государственных и муниципальных программ насущно необходимо.
Эксперты выделили несколько важных тенденций, от которых зависит развитие институтов. К ним относятся восприятие со стороны основных инвесторов, уровень и условия материального обеспечения самих организаций, уровень контроля или давления со стороны государства и, собственно, рост неформальной социальной активности граждан.
В свою очередь власть тоже имеет определенный круг интересов, которые наиболее просто реализовать именно с привлечением гражданских институтов - этот тезис был особо отмечен экспертным сообществом.
Прежде всего это интерес повышения общественного доверия и легитимности государственной политики. Реализация подобного процесса без привлечения институтов гражданского общества весьма затруднительна.
Институты целесообразно привлекать в реализации процессов увеличения конкурентоспособности российского общества и государства в глобальном соревновании, в оптимизации расходов государства в социальной сфере, а также при обсуждении разделения ответственности государства и общественного сектора.
Однако государство, прежде всего на федеральном уровне, практически не использует потенциал, накопленный не только общественными институтами, но и бизнес-объединениями - сделали вывод участники заседания. Обследование 1000 фирм в обрабатывающей промышленности, результаты которого были презентованы на мероприятии, показало, что члены бизнес-ассоциаций чаще других получают поддержку от региональных и муниципальных властей. В то время как федеральные власти смотрят ни них, что называется, "сквозь пальцы".
Основными угрозами, которые в данной ситуации возникают, эксперты считают глобальную потерю конкурентоспособности, недостаточную управляемость внутри государства, избыточность и неэффективность многих видов государственного управления, а также низкое качество услуг и недоверие к властным институтам, отсутствие эффективного контракта общества с чиновником.
Для минимизации этих проблем, резюмировали представители экспертного сообщества, необходимо сформировать необременительную, адекватно и гибко реагирующую на потребности общества и внешние изменения, пользующуюся авторитетом и обладающую высоким кадровым потенциалом систему исполнительной власти.