01.06.2011 23:43
    Поделиться

    Правительство вводит новые правила предоставления коммунальных услуг

    Платить за коммунальные услуги будем по-новому

    Если вы хотите понять, из чего складываются ежемесячные платежи по оплате ЖКУ, если вы намерены разобраться, не завышают ли эти суммы коммунальщики, вам поможет документ, недавно утвержденный правительством.

    Это новые "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Он опубликован в ежедневном выпуске "РГ" 1 июня.

    Жильцов ожидает немало перемен, о которых лучше узнать и подготовиться к ним заранее. Документ большой - 80 страниц "плотного" текста плюс не менее важные приложения. В первом сформулированы требования к качеству коммунальных услуг с допустимыми отклонениями, а также порядок изменения (перерасчета) оплаты за некачественную услугу. В приложении N 2 приведены расчетные формулы для определения платы за коммуналку "на все случаи жизни". Для многоквартирных домов, индивидуальных, комнат в коммунальных квартирах. В зависимости от того, установлены в квартире, комнате, доме приборы учета или нет и т. д.

    Разобраться во всем этом действительно стоит. Хотя бы потому, что эксперты утверждают: завышение размеров оплаты для наших управляющих компаний и коммунальных предприятий в порядке вещей.

    "Если взять только одну статью расходов - содержание и текущий ремонт, плата по которой идет непосредственно управляющей компании, нередко оказывается, что объем выполненных по дому работ составляет 50, в лучшем случае 70 процентов от того, что запланировано, - говорит эксперт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. - А оплату-то берут исходя из 100-процентного объема!.. Управляющие "наглеют" из-за того, что собственники их не контролируют. Поэтому такой контроль должен быть систематическим".

    Основные "сюрпризы", которые заложены в новых правилах

    1 Сейчас в наших квитанциях за одну услугу выставляется одна платежная сумма. А будет две. Потому что по новым правилам будет отдельно рассчитываться плата за индивидуальное потребление и отдельно - за общедомовые нужды. При этом сохраняется прежний принцип: если установлен счетчик - платим по нему (теперь и индивидуальному, и общедомовому). Если же счетчика нет - расчеты делаются по нормативам потребления.

    Комментарий эксперта. Станет ли при такой системе коммунальная арифметика более простой и прозрачной? Вряд ли. Больше исходных данных, больше нормативов - запутаннее расчеты. "Сложностей будет много, - утверждает эксперт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. - В каждом доме всегда кто-то будет в отпуске, кто-то заплатит "на глаз", кто-то забудет. Формулы расчетов таковы, что если кто-то не сообщит исполнителю точное потребление за конкретный месяц, то размер платы за общедомовые нужды для тех, кто сообщит правильные объемы индивидуального потребления, будет завышен. Плату за общедомовые нужды за этот месяц нужно будет пересчитывать всем потребителям каждый раз, как будут всплывать недостающие сведения. То есть в правилах заложен "вечный перерасчет". Но поскольку это сложно и хлопотно, реальна угроза, что исполнители этого делать не будут".

    2 Ужесточается борьба с должниками. По новым правилам им "не поздоровится" гораздо раньше. Напомним, самая первая мера воздействия на неаккуратных плательщиков - им отключают воду и прочие ресурсы. Наказать могут даже в том случае, если человек не 100-процентный должник, а платит, но только частично.

    Новые правила устанавливают такой порядок: как только долг по оплате какой-либо услуги (например, света или воды) превысит сумму трех месячных платежей, рассчитанных исходя из норматива потребления, неплательщику отправляют письменное предупреждение. Если долг не погашается в течение 30 дней - должнику отключают освещение и перекрывают кран.

    Например, семья из трех человек может задержать оплату всего на месяц и остаться с "вырубленной" услугой, потому что их месячный платеж как раз и равен трем нормативным суммам.

    Комментарий эксперта. "Сейчас в отношении должников действует более мягкий порядок, - поясняет Дмитрий Гордеев. - Прежде чем к вам могут применить санкции, долг должен достичь суммы, равной шести нормативным. Но, согласитесь, бороться с должниками необходимо. Их, может, и не так много - по данным 2009 года, исправно оплачивали услуги ЖКХ 93 % потребителей. Должников было всего 7%. Но то, что недоплачивают одни жильцы, управляющие "раскладывают" на добросовестное большинство. То есть по их долгам расплачиваются те, кто платит целиком и вовремя. Так что, считаю, эта норма как раз принята в интересах большинства жильцов".

    3 Новые правила отменяют "принцип 13-й платежки". Напомним, во многих городах коммунальщики грешат тем, что в конце года делают перерасчет по количеству поданного жителям тепла, выставляя дополнительные платежи. Правило "13-й платежки" неизменно возмущало и народ, и организации, защищающие права потребителей. Не так давно "РГ" рассказывала, как в Санкт-Петербурге были выиграны судебные дела - коммунальщиков обязали отозвать разосланные квитанции. Потому что подкрепить свои расчеты по необходимости доплаты они так и не смогли.

    По новым правилам все расчеты по оплате тепла будут проводиться по фактическому потреблению ежемесячно. За это, кстати, выступают многие: зачем платить за тепло летом, когда батареи холодные.

    Комментарий эксперта. "До сих пор поставщикам тепла разрешалось проводить в конце года корректировку в зависимости от того, насколько холодным или теплым был год, процветали злоупотребления, - поясняет Дмитрий Гордеев. - Если текущий год был заметно холоднее предыдущего, потребителям выставлялись дополнительные счета. Но если зима была теплой и поставщики явно экономили на энергоносителях, в конце года "переплаченных" денег потребителям никто не возвращал. Теперь этот порядок будет отменен. Но надо понимать: неравномерность оплаты в течение года (летом, когда тепло отключают, платить не придется, зато зимой платежи резко возрастут) имеет как преимущества, так и недостатки. Это может ударить по низкообеспеченным жильцам. Ведь субсидии они получают каждый месяц в одном и том же размере. Если пришли за субсидией летом, когда расходы на оплату ЖКУ меньше, то и размер субсидии будет маленький. Но вы ее будете получать 6 месяцев, то есть до Нового года, то есть возросшая плата за отопление какое-то время субсидироваться не будет.

    С другой стороны, необходимость ежемесячно снимать показания с общедомовых счетчиков дисциплинирует управляющие компании и руководителей ТСЖ. Если собственники надумают поменять управляющую компанию - вся бухгалтерия должна соответствовать "текущему моменту", управдом-преемник не сможет получить в "наследство" необходимость что-то пересчитывать в конце года и вчинять жильцам дополнительные платежки".

    4 Правила сохраняют принцип "уехал - не плати". Если семья (член семьи) отсутствует в квартире более пяти дней и подтвердит это документально, ему должны сделать перерасчет по коммунальным платежам. Сэкономить можно на воде. За отопление платить придется, как и вносить плату на общедомовые нужды.

    При этом оформить свое отсутствие станет сложнее. Перечень подтверждающих отъезд документов стал шире. В некоторых случаях их придется дублировать. Еще одно ужесточение - многие документы придется подписывать у должностного лица, заверять печатью, ставить регистрационный номер и дату выдачи. Эти меры направлены против подделывания справок.

    Комментарий эксперта. "Это реакция разработчиков документа на злоупотребления, - поясняет Дмитрий Гордеев. - Например, если кто-то часто ездит в командировку в одно и то же место, он запросто может показать билет "туда", приложив к нему билет "обратно" от более поздней командировки. Поэтому, к примеру, в дополнение к проездным документам управляющая организация может потребовать предъявить еще и копию командировочного удостоверения. А справку из садового товарищества - документом от вневедомственной охраны, что квартира не снималась с сигнализации".

    Важно!

    Хотя новые правила уже официально опубликованы, минрегиону дано 3 месяца на разработку нормативов - для индивидуального потребления и общедомовых нужд. А затем регионам рекомендовано утвердить у себя эти нормативы еще в течение 2 месяцев. Так что жить по новым правилам начнем, скорее всего, ближе к зиме.

    Какие услуги считаются качественными

    Холодная вода. Должна поставляться бесперебойно и круглосуточно в течение всего года. Допустимо прервать подачу лишь на 8 часов в месяц (суммарно), 4 часа единовременно, если где-то произошла авария.

    Правила перерасчета. Если воду не подают дольше, чем разрешают правила, размер платы за месяц, в котором это произошло, снижается на 0,15% за каждый час превышения "разрешенной" паузы.

    Горячая вода. Поставляться должна так же, как и холодная. Правда, если авария случилась на тупиковой магистрали, допускается перерыв в подаче воды на время ремонта до 24 часов подряд. Температура горячей воды должна соответствовать определенным нормативам. Допускается отклонение в температуре ночью (с 0 часов до 5 часов утра) максимум на 5 градусов, а днем (с 5 утра до полуночи) - на 3 градуса.

    Правила перерасчета. За перерывы в подаче горячей воды оплата снижается так же, как и в случае с холодной - на 0,15% за каждый час превышения. За воду пониженной температуры можно платить на 0,1% меньше за каждые 3 градуса отступления от разрешенных отклонений. Если горячая вода течет из крана с температурой ниже 40 градусов, за нее можно платить как за холодную.

    Электричество. Подается бесперебойно, круглосуточно, с необходимой частотой электротока и напряжением. Допустимая продолжительность перерыва - 2 часа, если есть резервные источники питания. И 24 часа - если такого источника нет.

    Правила перерасчета. Размер оплаты снижается на 0,15% за расчетный период, в котором произошло нарушение.

    Газ. Также должен поставляться без перебоев и с установленным нормативами давлением. Допустимый перерыв в подаче - не более 4 часов (суммарно) в течение месяца.

    Правила перерасчета. За каждый час превышения допустимого перерыва плата снижается на 0,15%.

    Отопление. Продолжительность перерыва - не более 24 часов в месяц (суммарно). Не более 16 часов - при температуре в помещениях более +12 град. Не более 8 часов - при температуре +10 - +12 град. Не более 4 часов - при температуре +8 - +10 град.

    Нормативная температура в жилых помещениях - не ниже +18 град. В угловых - +20 град. Допустимое превышение - не более 4 град., снижение - до 3 град. и только ночью. Снижать температуру днем нельзя.

    Правила перерасчета. За каждый час отклонения оплата снижается на 0,15%.

    конкретно

    Какие документы могут подтвердить отсутствие жильцов для перерасчета оплаты коммуналки

    • копия командировочного удостоверения или приказа о направлении в командировку с приложением копий проездных документов;
    • справка из больницы или санатория о лечении;
    • проездные билеты или их заверенные копии. Если билеты электронные - надо сохранить документы, подтверждающие их использование, например, посадочные талоны;
    • счета за проживание в гостинице, общежитии или их заверенные копии;
    • документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его пребывания;
    • справка из вневедомственной охраны о сроке, в течение которого квартира не снималась с охраны;
    • справка из учреждений круглосуточного пребывания детей (школы-интернаты, детские дома и т.д.);
    • справка консульского учреждения или диппредставительства РФ в стране пребывания или копия документа с отметками о пересечении границы;
    • справка дачного, садового товарищества;
    • на время отсутствия можно поручить управляющей компании опломбировать краны, тогда после возвращения пломбы снимаются и перерасчет производится без предоставления документов.
    Горячая линия

    8-800-200-09-09   - По этому телефону начальник отдела департамента ЖКХ минрегиона Максим Ботразович Мамсуров, ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Павлович Гордеев будут принимать ваши вопросы о новых Правилах предоставления коммунальных услуг 6 июня с 11 до 12 часов по московскому времени.

    Звонки из всех регионов страны бесплатны.

    Вопросы можно прислать заранее по факсу (495) 257-58-92 и электронной почте nevin@rg.ru

    Поделиться