Новости

03.06.2011 13:10
Рубрика: Общество

Мифология средней школы

Кому нужна истерика о платном образовании

Шестой Съезд Всероссийского педагогического собрания стал лейтмотивом недели для учителей страны. Они приехали в Москву обсуждать новые образовательные стандарты, оптимизацию малокомплектных школ в селах и деревнях, методы оценки качества образования… К учителям на заседание заехал и премьер-министр Владимир Путин. Он сказал много важных слов, но одно заявление для меня - важнее. "Среднее общее образование останется бесплатным", - сказал председатель правительства.

Для меня в этом обещании сегодня, помимо профессионального интереса, есть и личный. Моя подруга Ксюша растит чудесного сына Сашку. Сашке 2 года с хвостиком. Пару дней назад получила от нее письмо - ссылку на текст, опубликованный в Интернете. Кем - уже сейчас и не откопаешь. Ссылка разошлась по сети, концы растворились.

"Среднее образование в России станет платным с 2011 года" - такова основная мысль опуса, и сейчас гуляющего по различным сайтам. Откуда, как говорится, "ноги растут"? Автор поясняет: "Согласно принятому закону, большая часть учреждений социальной сферы - больницы, школы и детсады - перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость". Мол, государство станет оплачивать лишь часть услуг, которые те же школы предоставляют гражданам, и дальше страшное: "Единственное, что ребенок может получить бесплатно - это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю)". Далее приводятся "тарифы" на получение знаний по остальным предметам.

У подруги начинается после таких слов "тихая истерика", потому что ее Сашке же через 5 лет в школу. Пять лет - это, при нынешней скорости жизни, уже почти завтра. Я люблю друзей, и их нервы мне дороги. Поэтому, как говорится, "не могу молчать".

Мне очень "нравится", когда некоторые люди со знанием дела обсуждают проблему и даже якобы цитируют документы, при этом ни словом не обмолвившись о том, какой это документ, когда он вступил в силу, где и когда опубликован.

А речь-то идет о 83-м Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В народе просто "83-й ФЗ". Он дает государственным учреждениям право становится автономными, то есть получить больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которое выделяет государство. И, плюс к этому, на вполне законных основаниях получать внебюджетный доход (видимо это автор сетевого опуса называет "переходом на самоокупаемость").

Представьте, у школы в негодность пришла чудо-печка в столовой, в которой школьные поварихи пекут вкуснейшие творожные и картофельные запеканки. Надо менять. Нужны деньги. И государство их дает. Но до сих пор бюджетные средства заранее четко расписывались по статьям. И в нашей школе в это трудное для чудо-печки время деньги были выделены вовсе не на закупку оборудования, а, допустим, на строительство и ремонт здания, которые пока не нужны. Получается, деньги есть, а потратить их на то, что необходимо в данный момент, нельзя.

83-й ФЗ, применительно к системе образования, кардинально меняет дело, позволяя школам более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. При этом - внимание - в нем никак не затрагиваются вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования.

На том же Всероссийском педсобрании директор школы N 33 Великого Новгорода Светлана Белканова рассказала мне, как принцип автономии действует в их школе:

- Мы перешли на эту систему с ноября 2009 года, создали наблюдательный совет, открыли счет в банке и утвердили план деятельности на три года.

По словам Светланы Викторовны, только став автономной, школа смогла отремонтировать аварийную крышу. Мало того, что полученные из бюджета деньги можно тратить именно на то, что необходимо в данный момент. В условиях автономности есть возможность заключать крупные сделки, минуя аукционы и конкурсы, где "рейтинг" подрядчика никак не гарантирует реального соотношения цена-качество. Раньше школы вынуждены были выбирать подрядчика из тех компаний, которые участвовали в конкурсах на госзакупки. А среди них частенько попадались откровенные "халявщики".

По 83-му ФЗ школа сможет открывать у себя дополнительные кружки, секции - за отдельную плату. Но! Ни слова о том, что платными станут предметы обязательной школьной программы, в документе нет! Это какие-то "мифы и легенды Древней Греции". Государство обязуется как и прежде обеспечивать детям бесплатное образование в том же объеме. Об этом не раз и не два говорили и президент, и премьер, и министр образования и науки. Это значит, что ни один предмет обязательной школьной программы не будет платным. Ну не будет такого, что за уроки биологии придется платить - это бред и истерика. Другое дело, что в школе, допустим, смогут открыть платную секцию японского языка - по согласованию с управляющим советом, куда могут и должны входить родители, и с учениками. Хотят дети заниматься макраме и плести кружева на коклюшках - школа находит педагога и открывает кружок по интересу. Есть спрос на занятия айкидо в школе - пожалуйста, после уроков. И самое главное - директор школы будет обязан отчитаться за каждую потраченную копейку перед учителями и родителями. Вплоть до квитанций. Все отчеты о расходах должны быть доступны, лучше всего - на официальном сайте школы.

Однако возбуждение тех неравнодушных родителей, кто поддается на такие информационные провокации, мне понятно. Увы, среди директоров школ во все времена были еще те "экземпляры", которые как устраивали "самоволку" с поборами с родителей, так и будут это делать, оперируя иногда, возможно, не очень понятными формулировками из разных документов. И виноват здесь не 83-й ФЗ, а пресловутый "человеческий фактор". Поэтому родителям сегодня просто необходимо быть граждански активными и законодательно подкованными. Учиться в случае необходимости писать заявления в прокуратуру, защищать свои права.

Я оптимистический реалист. Не верю в истерики, а верю в отдельных ушлых людей, которые, увы, всегда найдут лазейку, чтобы нажиться, и с которыми надо бороться. И очень хочу верить в общество, способное защитить и отстоять свои права.

Между тем

Положения 83-го ФЗ фактически уже были апробированы в рамках комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах в 31 субъекте РФ. В этом эксперименте участвовали более 20 тысяч школ, в которых учатся 5 миллионов школьников.

Предусмотрено финансирование за счёт бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.

Прямая речь

Владимир Путин, премьер-министр РФ:

 - Мы обязательно сохраним бесплатное общее образование. Это - одно из базовых положений нашей конституции, и от него, конечно, никто не будет отступать. Государство должно и будет полностью оплачивать весь процесс образования и нести стопроцентную нагрузку по содержанию и развитию школ. Ни о каком переходе на платное образование, в том числе оплате отдельных предметов в рамках школьной программы, не может быть и речи.

Последние новости