Вчера Конституционный суд огласил постановление, позволяющее военному пенсионеру получать пенсию независимо от регистрационного штампа в паспорте, а также рассмотрел дело бывшей столичной судьи Анжелики Матюшенко.
- Я служил на атомном подводном крейсере "Георгий Победоносец", кто там служил - просто не может проиграть, тот всегда одерживает победу, - с законной гордостью заявил Валерий Казанцев, комментируя оглашенное постановление Конституционного суда "РГ".
Казанцев во второй раз выигрывает дело в КС: в 2007 году он вместе с другими отставными военными оспаривал порядок получения жилья, и хотя благодаря его жалобе законодательные нормы переписали, сам заявитель остается по-прежнему без квартиры. Собственно, поэтому он в итоге и оказался в КС вторично: сперва власти Ростова-на-Дону выселили его из муниципального общежития, лишили регистрации, а потом ему прекратили начислять пенсию. Казанцев пытался судиться в Ростове-на-Дону, потом в Москве, но пенсии с января 2009 года так и не получал: "Я выполнил все требования - в Москве у меня открыт расчетный счет, мое пенсионное дело находится в Москве, и заявление об этом было своевременно направлено в военный комиссариат. Теперь осталось просто выполнить решение Конституционного суда, но если нужно - подам заявление опять в Пресненский районный суд. Раз норма признана неконституционной - значит, регистрация не должна влиять на получение мною пенсии, где бы я ни проживал". Казанцеву задолжали около миллиона рублей.
В своем постановлении КС в очередной раз за двадцать лет своего существования борется с новыми видами института прописки. "Регистрация граждан является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории РФ, носящим уведомительный характер", - считают в КС и потому не может стоять выше права на свободу выбора места жительства или приводить к фактическому неравенству между пенсионерами. Дело в том, что законодательство допускает, чтобы пенсионерам, получающим трудовую пенсию, выплачивали средства на основании личного заявления, не увязывая ее с получением регистрации по месту жительства. По-житейски понятно, что Казанцев мог преступить закон, купив временную регистрацию, но он этого не сделал и в итоге оказался наказан за свою законопослушность.
Поэтому положения статьи 56 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" были признаны неконституционными в той части, из-за которой Казанцеву отказывали в получении пенсии. А законодателю предписывается постановлением КС внести изменения в эту норму, и до этого момента платить пенсию военным пенсионерам без регистрации следует "по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании их личного заявления". Конституционный суд рассмотрел жалобу пенсионера.