Новости

06.06.2011 00:47
Рубрика: Экономика

Октановая недостаточность

Сергей Шматко рассказал депутатам, почему возник бензиновый дефицит

Министр энергетики Сергей Шматко не стал скрывать, что хорошо понимает причины, побудившие депутатов позвать его на "Правительственный час" именно в это время.

"Ряд регионов столкнулись с проблемами обеспечения нефтепродуктами, что привело к возникновению очередей, росту недовольства граждан, а также послужило поводом всплеска цен на нефтепродукты", - в общих словах обозначил Шматко главную тему. И признался, что ему пришлось даже перейти на "режим ручного управления", который позволил "своевременно получать объективную, достоверную информацию с достаточно высокой степенью детализации" и исправлять ситуацию.

Однако начать свой отчет перед народными избранниками министр предпочел с хорошего. Он сообщил народным избранникам, что предприятия ТЭК по итогам 2010 года обеспечили 52 процента поступлений в доходную часть бюджета. "Это очередной рекорд, очередное свидетельство реального вклада энергетиков в укрепление экономического потенциала страны, обеспечение обороноспособности", - бодро рапортовал глава минэнерго, отметив также, "что отрасли ТЭК успешно преодолели - может быть, стали лидерами в этой части - последствия кризиса и возвращаются на траекторию своего поступательного развития".

Но вскоре Сергей Шматко пожалел о своем "мажоре". Народных избранников совсем не порадовало рекордное пополнение энергетиками госказны. "Лучше бы вся остальная промышленность и сельское хозяйство приносили столько доходов в общий бюджет", - сокрушался депутат фракции КПРФ Николай Коломейцев. Между тем Сергей Шматко заявил о готовности минэнерго поддержать российских аграриев. "Мы в этом году взяли на себя повышенные обязательства: 2,7 миллиона топлива сельхозпроизводителям будет поставляться в 2011 году по льготным ценам - уровень ноября прошлого года минус десять процентов", - проинформировал думцев министр, уточнив, что льготным топливом будет обеспечена 41 тысяча хозяйств - на пять тысяч больше, чем в прошлом году. "Дефицита топлива у аграриев нет, нефтекомпании стабильно выполняют свои обязательства по поставкам", - сказал министр, заметив, что если возникнет необходимость, то хозяйства могут взять нефтепродукты из лимита следующего месяца.

Весенний ажиотаж, связанный с дефицитом нефтепродуктов на автозаправках в некоторых регионах, глава минэнерго считает преувеличенным, хотя и находит ему объяснение. Одна из причин сложившейся ситуации, по словам Сергея Шматко, кроется в разнице между ценами поставок нефтепродуктов на экспорт и сложившимся уровнем цен на внутреннем рынке. "В марте - апреле 2011 года цены на бензин в Европе выросли на 25 процентов, а за тот же период розничные цены в РФ со всеми надбавками увеличились лишь на 4 процента на бензин марки АИ-92 и на 3,8 процента на бензин АИ-95, - просветил Шматко депутатов и подытожил, - в результате часть топлива с внутреннего рынка ушла за границу".

На ситуацию, по мнению министра, также повлияло введение с первого января 2011 года ограничений на оборот в РФ бензинов и дизтоплива класса "Евро-2". Когда эту норму принимали, надеялись, что нефтекомпании к назначенному сроку сумеют модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы. "Но из-за смещения сроков инвестпрограмм ряд российских НПЗ оказались не готовы производить бензин и дизтопливо третьего класса и выше. В результате те объемы признанного некондиционным топлива, которое в 2010 году реализовывалось на внутреннем рынке, также ушли на экспорт", - пояснил Шматко, предложив "внести изменения в технический регламент, смягчающий сроки перехода на использование топлива более высокого экологического класса".

"Какая-то странная любовь у министерства к нефтяникам. Мы этой любви не разделяем, нас не впечатляет, что "бедные несчастные" наши нефтевладельцы сидят на яхте, едят сыр с плесенью, пьют старое вино и ездят на машине без крыши. И нам непонятно, почему они не уложились в те сроки, которые были установлены для модернизации нефтеперерабатывающей промышленности", - заявил депутат фракции ЛДПР Максим Рохмистров. "Это вынужденная мера - шаг навстречу потребителям, а не нефтяным компаниям", - отмел намеки на лоббирование интересов нефтяников Шматко. Министр заверил депутатов, что сегодня "экономических оснований для дальнейшего роста цен в сегменте нефтепереработки нет".

Председатель Комитета Госдумы по энергетике "единоросс" Юрий Липатов согласился с тем, что благодаря действиям правительства, которое приняло достаточно оперативное решение по запретительным экспортным пошлинам на бензин и по расследованию возможных коррупционных сговоров, ситуацию удалось стабилизировать. Однако, по мнению Липатова, эти меры не решают проблемы на перспективу. "Живем по старинке: от весеннего сезона до осеннего, с "ручным" налоговым управлением нефтяной отрасли", - сказал глава комитета. А нужно, по его словам, развивать конкуренцию на рынке нефтепродуктов, сделать систему ценообразования более прозрачной и менее зависимой от налогов и сборов.

Сергей Шматко не спорил: "Системные вещи надо будет подрегулировать".

Экономика Отрасли Ресурсы Правительство Минэнерго Законодательная власть Госдума Цены на бензин