05.06.2011 23:30
    Поделиться

    Во Франции вопрос качества еды носит стратегический характер

    Во Франции, которая считается первой сельскохозяйственной державой Евросоюза, а на ее долю приходится 20 процентов производства разнообразных продуктов питания в ЕС, вопрос качества еды имеет стратегический характер.

    И отношение к нему соответствующее. Контроль жесточайший. К примеру, для того чтобы знаменитый сыр камамбер, производимый традиционно в Нормандии, попал на стол француза, он должен пройти почти 100 тестов. Начиная с качества молока, из которого получается сыр, и заканчивая проверками при поступлении его в торговую сеть.

    Кто за это отвечает? Львиная доля лежит на министерстве сельского хозяйства и рыболовства. Но не только. К этому важному делу пристегнуты еще два министерства - здравоохранения, а также торговли и вопросов потребления.

    Так вот непосредственно тем, что попадает на тарелку или в стакан Пьера и Жана, в структуре минсельхоза занимается мощное Генеральное управление по вопросам продовольствия. Оно следит за качеством, соблюдением технологических требований, контролирует поставки продовольствия по всей стране.

    Какими средствами располагают французские власти в случае возникшего или потенциального пищевого ЧП? В первую очередь это широко разветвленная сеть лабораторий, подчиненных Французскому агентству санитарной безопасности продуктов питания (ФАСБПП).

    В цифрах - это 12 лабораторий общенационального значения и еще 100 - в каждом департаменте страны. Там в режиме реального времени проводятся сотни тысяч тестов с теми или иными продуктами - будь-то огурцы, которые из-за их, как оказалось, без вины виноватых испанских братьев попали в "око циклона", другие овощи, мясные продукты, все те же сыры и прочее.

    Правда, до аврала французы предпочитают дело не доводить, а пресекать риски при малейшем тревожном сигнале. Как это произошло в прошлом году с устрицами "Марен д Олерон", до которых охочи французы, хотя, впрочем, не только они. Производятся эти моллюски в департаменте Приморская Шаранта, что на побережье Атлантического океана.

    Так вот местная лаборатория ФАСБПП при очередном контроле океанской воды, в которой разводят моллюсков, обнаружила повышенную концентрацию фитотоксина ASP: она превысила допустимую норму в восемь раз. В принципе особой опасности заражения устриц токсином, вырабатываемым водорослями, не было, но власти отреагировали моментально.

    Они запретили их продажу на месте, а многие десятки грузовиков со свежайшими устрицами, ранее отправленными в торговые точки по всей стране, были возвращены обратно. С месяц моллюсков продержали на карантине. Лишь после того как токсическая опасность миновала, устрицы из Приморской Шаранты снова вернулись на прилавки магазинов.

    Всего же во Франции санитарным надзором занимаются свыше восьми тысяч госслужащих. На местах эту работу координирует представитель центральной власти - префект. Контролеры регулярно проводят проверки производителей пищевой продукции. Что касается торговой сети и заведений общепита, то там частые гости - люди из Генерального управления по вопросам потребления, конкуренции и борьбы с мошенничеством. Первым делом проверяется наличие так называемых "паспортов" продуктов. С 2005 года они обязательны во всех странах Евросоюза.

    В этих документах досконально прописана вся история: от сырья до конечного пищевого продукта. Если контролеры обнаруживают некачественную еду или, не дай бог, фальсифицированную, не отвечающую нормам и правилам производства, то санкции могут быть самыми суровыми. Французским законом предусмотрены в таких случаях тюремное заключение сроком до двух лет и штраф в 38 тысяч евро.

    Поделиться