06.06.2011 15:48
    Поделиться

    В России в 2012 году впервые пройдет этап Кубка мира по прыжкам с трамплина

    В марте 2012 года в Чайковском Пермского края состоится этап Кубка мира по прыжкам с трамплина

    В Чайковском Пермского края завершается строительство Федерального центра подготовки по зимним видам спорта, состоящего из биатлонного и трамплинного комплексов.

    На объект, подобных которому в России не возводилось 30 лет, из федерального бюджета потрачено более 4,4 миллиарда рублей. В эксклюзивном интервью "Российской газете" министр физкультуры и спорта Пермского края Павел Лях рассказал, когда в Чайковском пройдут первые международные соревнования и как будет выстроена система подготовки пермских спортсменов.

    Трамплины по линейке

    Российская газета: Павел Александрович, когда будет введен в эксплуатацию федеральный центр подготовки по зимним видам спорта в Чайковском?

    Павел Лях: Биатлонный комплекс уже готов - строительные работы там завершены еще в марте. Сейчас идет процесс его ввода в эксплуатацию, а плановое окончание строительных работ на трамплинной части комплекса "Снежинка" - это декабрь 2011 года. Но завершение капитального строительства и ввод объекта в эксплуатацию - это два разных процесса. Тем более что 30 лет в стране никто не строил подобных спортсооружений. Понятно, что возможны вопросы и замечания, ведь объект сложный, и он позволит принимать соревнования мирового уровня. И вот первые такие соревнования - этап Кубка мира по прыжкам с трамплина - намечены на март 2012 года. Проведение этого этапа в Чайковском уже включено в график Международной лыжной федерации (FIS).

    После сдачи объекта до проведения этапа Кубка у нас будет три-четыре месяца, чтобы комплекс принять, опробовать, провести какие-то соревнования краевого и российского уровня.

    РГ: Какие средства затрачены на строительство Федерального центра и какие предстоит потратить?

    Лях: Комплекс возводится на федеральные деньги, то есть финансовые ресурсы Пермского края не задействованы. В 2009 году на строительство центра потрачено 230 миллионов рублей, в 2010-м - 2,2 миллиарда, в 2011 году - почти два миллиарда рублей. Таким образом, общая сумма затрат на строительство достигнет 4 миллиардов 416 миллионов рублей.

    Команда на взлет

    РГ: Кубок мира по прыжкам с трамплина будет проводиться в России впервые, поэтому потребуется и развитая инфраструктура. Сможет ли сам город принять соревнования мирового уровня?

    Лях: Аналогичный комплекс появится в Нижнем Тагиле Свердловской области, но у нас строительные работы ближе к завершению. В крае проводилось уже достаточно много мероприятий мирового и европейского уровня. К предстоящим будем серьезно готовиться. И, конечно, главная проблема - как доставлять спортсменов из Перми в Чайковский: ведь это достаточно большое расстояние. Основной вид транспорта - автобусы. В Чайковском тоже все должно быть сделано для комфортного проживания спортсменов, тренеров и болельщиков. Строится гостиничный комплекс. Есть несколько гостиниц, профилакториев и большое количество турбаз вокруг города. А для проведения прямых телевизионных трансляций потребовалось внести в проект некоторые изменения, которые предусматривают прокладку кабеля и установку телекамер.

    РГ: О проведении биатлонных соревнований такого уровня речи пока не идет?

    Лях: Биатлонный комплекс изначально задумывался как тренировочный. И там основная задача - готовить спортсменов уровня сборной России и ниже к международным соревнованиям. Можно проводить соревнования, но они будут не европейского уровня. Так Союз биатлонистов буквально на днях принял решение провести в Чайковском с 4 по 10 января 2012 года Чемпионат России по биатлону. Также у нас есть договоренность с Союзом биатлонистов России, согласно которой здесь будет проходить часть тренировок членов сборной команды России.

    РГ: Когда же биатлонисты российской сборной смогут тренироваться на трассах Чайковского.

    Лях: Специфика биатлона в том, что спортсмены, готовясь к главным соревнованиям, должны постоянно менять места тренировки в России и за рубежом. И надеемся, что уже летом, когда решим все вопросы ввода в эксплуатацию, кого-то из спортсменов увидим. Ну, и, естественно, зимой.

    Олимпийский прицел

    РГ: Каковы перспективы создания в Чайковском училища Олимпийского резерва по зимним видам спорта? Одобрен ли этот проект на уровне федерального министерства спорта?

    Лях: Было обращение губернатора Олега Чиркунова к министру спорта Виталию Мутко. С нашей стороны сделаны необходимые расчеты, даны соответствующие указания, и в июне мы ждем большого совещания в минспорта России по открытию училища. Для его работы, безусловно, потребуются тренерские ставки, оплата из бюджета коммунальных услуг и экипировка. Все зависит от того, сколько будет детей и сколько отделений откроется. В федеральном училище Олимпийского резерва планируется обучение и тренировки юношей и девушек 14-18 лет не только Пермского края, но и других регионов, которые уже показывают серьезные результаты. На заседании Совета при президенте России по развитию физкультуры и спорта в Краснодаре председатель правительства РФ Владимир Путин отметил, что возрождение школ олимпийского резерва - это тот путь, который позволит пополнять перспективной молодежью наши сборные команды. И тогда следующим шагом станет поступление ребят в Чайковский государственный институт физкультуры, на базе которого федеральный центр подготовки и строится.

    РГ: Вас как министра спорта, не смущает, что после допингового скандала с Екатериной Юрьевой таких громких имен среди пермских спортсменов-лыжников и биатлонистов больше нет, хотя география и климат Пермского края обязывает побеждать в зимних видах спорта?

    Лях: На самом деле существует серьезная проблема - отъезд перспективных пермских спортсменов в другие регионы. Им поступают приглашения выступать за команды Ханты-Мансийска, Екатеринбурга, Удмуртии.

    РГ: Но ведь спортсмены уходят туда, где для них созданы лучшие условия…

    Лях: Безусловно. И мы должны мотивировать спортсменов и тренеров остаться в регионе. Это выплаты из бюджета перспективным спортсменам и тренерам. В Чайковском предоставляется жилье и спортивные залы в поселке Марковский. С краевой федерацией биатлона мы составили целую программу подготовки спортсменов-биатлонистов. Подобную работу начинаем вести и с федерацией по лыжным гонкам. Трамплинисты уже работают хорошо, и их результаты есть. В биатлоне и лыжных гонках молодые и энергичные руководители федераций, и на них можно рассчитывать.

    РГ: Сможет ли в перспективе Федеральный центр подготовки спортсменов приносить прибыль краю?

    Лях: Объект федеральный, и в этом статусе он будет работать. То есть львиную долю затрат обеспечит федеральный бюджет. А прибыль краю принесут те болельщики и спортсмены, которые сюда поедут. Надо начать проводить соревнования, и тогда мы поймем, сколько иностранцев и россиян поедут сюда и сколько они принесут денег в копилку муниципалитета и Пермского края. Но нас, помимо финансового вопроса, прежде всего интересует спортивный результат и массовое увлечение детей спортом. А бизнес пойдет за турпотоком - и гостиничный, и ресторанный. Сейчас же город в состоянии принять определенное количество спортсменов и болельщиков.

    Комплекс упражнений

    РГ: Будет ли открывшийся Федеральный центр доступным для тренировок местных спортсменов - некоторые из них высказывают обеспокоенность по этому поводу…

    Лях: Я не разделяю их опасений. У жителей города, безусловно, должны быть места для занятий спортом. Понятно, что любого жителя на трамплин не пустишь - для этого необходима соответствующая подготовка. И когда тренируются на биатлонном комплексе профессиональные спортсмены, о массовом катании речи тоже не идет. Но тренировочный процесс для детских школ точно можно организовать.

    Комплекс должен жить полноценной жизнью - и биатлонный, и прыжковый, и фристайловский. И если биатлонисты сборной не могут все время заниматься в одном месте, то трассы и стрельбище должны быть все время задействованы. То же самое с трамплинами для прыжков. Поэтому институт физкультуры, будущее училище Олимпийского резерва, детские команды спортшкол Чайковского смогут воспользоваться комплексом. Он будет работать для всех.

    Ступеньки для чемпионов

    РГ: Отвлечемся от темы строительства Федерального центра. В Пермском крае принята целевая программа развития физкультуры и спорта до 2015 года. Предполагается, что доля граждан, занимающихся спортом, увеличится до 26 процентов, а среди школьников - до 70. И все-таки вам не кажется, что между детьми, занимающимися по школьным спортивным сертификатам, и профессиональным спортом нет ступенек взросления?

    Лях: Как готовить и создавать условия для совершенствования спортсменов возраста 14-20 лет, если они подают надежды, - это проблема на самом деле общероссийская. В Америке она решена при помощи колледжей и университетов, в Европе это решается по-другому. В советское время существовали спортивные общества, спортклубы армии. А сегодня, наверное, надо идти по пути переформулирования задания детским краевым спортшколам, или наполнения новым содержанием нашей краевой школы высшего спортивного мастерства. Сегодня в ней около 200 спортсменов, которые уже показали какой-то результат, в том числе на российском и международном уровне.

    Год назад попробовали новый формат, попытались открыть подобное учреждение для роста спортсменов - Академию баскетбола. В ней собраны лучшие спортсмены с 15 лет, чтобы тренеры работали с ними на постоянной основе. Сезон они отработали - выступали в детско-юношеской баскетбольной лиге. Была масса организационных вопросов. Но, тем не менее, работа была проделана большая: и залы отремонтировали, и детей собрали. Сегодня тренерский штаб уже более серьезно подходит к этой задаче. Это направление - Академия баскетбола - есть в программе развития физкультуры и спорта.

    Второе направление - фигурное катание. Есть замечательные фигуристы Вера Базарова и Юрий Ларионов, которые заняли пятое место на недавно завершившемся Чемпионате мира, показав неплохой результат. И идет речь об открытии Академии фигурного катания. И главный вопрос - строительство ледового комплекса, которого пермякам сегодня катастрофически не хватает. При этом реконструкция комплекса "Орленок" - это отдельная программа. Сегодня с городом мы ведем работу по выделению земельного участка в Свердловском районе, у школы 42. Там планируем строить ледовый комплекс, в котором будет базироваться Академия фигурного катания : нужно готовить не только членов нашей сборной команды, но и резерв. Наверное, шаги по созданию специализированных подразделений, которые смогли бы работать с такими звездами, требующими огранки, заниматься их спортивным совершенствованием - это перспективный подход.

    РГ: Опять же вернемся к Академии баскетбола. Вырастут игроки до определенного уровня, а что дальше - ведь "Урал-Грейта" теперь нет…

    Лях: Первый вопрос, который мне задают, - будет ли возрождаться "Урал-Грейт". Я считаю, что идти по пути формирования еще одной профессиональной команды на тех принципах, которые сегодня действуют в крае - рубль от спонсоров на рубль из бюджета - не стоит. Например, сегодня есть спонсор, который любит спорт, развивает его и вкладывает в него средства. Но жизнь меняется, и завтра у этого инициативного человека могут появиться иные жизненные приоритеты, в конце концов у него могут просто деньги кончиться. И тогда на бюджет опять навешивается дополнительная нагрузка. Сегодня бюджет - это самый надежный партнер всех профессиональных клубов, он выполняет свои обязательства от и до. Но что будет со стороны владельца клуба? И, наверное, формировать профессиональную баскетбольную команду надо, когда появится основной костяк команды из доморощенных спортсменов. Ну не можем мы сегодня приобрести спортсменов уровня Чемпионата России, и ничего страшного в этом нет. И сегодня задача, которую мы ставим перед профессиональными клубами, - увеличивать количество наших собственных спортсменов. Если уж тратить бюджетные ресурсы, то на наших пермяков. Пока же мы имеем ситуацию, когда профессиональных клубов много, но никто из них не в лидерах.

    Доля края

    РГ: Но ведь выращенные дома хоккеисты и футболисты могут тоже уйти, соблазнившись более выгодными контрактами, условиями…

    Лях: Да, если мы сами для них не создадим привлекательные условия. Есть ШВСМ, где тренерские кадры получают заработную плату. Есть губернаторские стипендии по 15 тысяч рублей для перспективных спортсменов, и список их получателей сейчас расширен с 45 до 53. Это спортсмены, которые уже что-то показали. Принято решение, что дополнительные стимулирующие выплаты получат спортсмены-призеры и члены олимпийской сборной и кандидаты в члены сборной. Этот список в ближайшее время сформируется, и мы его опубликуем. Это дополнительные финансовые ресурсы - до 35 тысяч рублей в месяц - должны мотивировать спортсменов остаться в Перми. В список однозначно попадают наши фигуристы, перспективные биатлонисты, фристайлисты, саночники, пловцы. Плюс каждый год мы покупаем жилье для победителей мировых чемпионатов. Наши приоритеты - легкая атлетика (команда, которую собирает Зухра Верещагина), плавание, биатлон с учетом строящегося комплекса. Конечно, коренной модернизации требует спортшкола "Огонек" в Чусовом, где тренируются саночники и фристайлисты. Тема его реконструкции будет подниматься и лоббироваться.

    РГ: О футболе. Нет ли у вас опасения, что "Амкар" ближе к концу сезона опять начнет балансировать на грани выживания?

    Лях: Сегодня мы переформатировали отношения с профессиональными клубами. Они всегда отчитывались по расходованию бюджетных денег, но сегодня мы требуем от них четкого финансового плана на текущий год. Работа сложная, но сегодня для нас ситуация прозрачна: мы знаем их бюджет, знаем, откуда что брать.

    РГ: В этом году в отношении "Амкара" власти изменили правила игры - бюджет выделяет 70 процентов средств, и только 30 - спонсоры. Удастся ли изменить это соотношение?

    Лях: Да, в отношении "Амкара" принято послабление - действует пропорция 70 на 30 на 2011 год, поскольку принято решение сохранить команду. Но у клуба сегодня задача - развивать собственные источники финансирования, то есть прежде всего билетную программу. Пока мы, к сожалению, констатируем, что на "Амкар" ходят мало - в лучшем случае на матчи с грандовыми командами набирается половина стадиона. Видимо, это неверный клубный маркетинг. Причем даже после побед на выезде, когда, казалось бы, трибуны должны быть заполненными, болельщики не идут. То есть что-то клубной администрацией с точки зрения привлечения болельщиков не делается. На мой взгляд, нельзя старыми простыми методами - продажей билетов через кассу и по Интернету - выправить ситуацию. Что-то в работе с болельщиками должно быть построено по-другому. Но я надеюсь, что в текущем сезоне прошлогодняя ситуация, когда шла речь о выходе "Амкара" из Премьер-лиги, не повторится. Нам сегодня предоставлены все документы, включая контракты и премии игроков, и мы ситуацию серьезно мониторим. Клуб по финансированию 30-процентной доли свои обязательства выполняет. Но чтобы полностью разрулить ситуацию, я думаю, руководству клуба одного года будет мало.

    Ближе к спорту

    РГ: Спортивная общественность Перми обеспокоена возможностью закрытия стадиона "Дзержинец". Собственник планирует распорядиться им по своему усмотрению. Неопределенна и судьба стадиона "Энергия" в центре города…

    Лях: Палка о двух концах. С одной стороны, обеспеченность населения города спортивными объектами крайне низка. У нас катастрофически мало бассейнов, ледовых катков. С другой стороны, оставить тот же "Дзержинец" в его нынешнем состоянии - с покосившимися воротами, аварийными трибунами и лопающимися трубами - нельзя. Что-то надо делать. И вот пришел собственник, который по законодательству не имеет права менять профиль спортивного объекта. Та же самая ситуация на "Энергии". Получается чемодан без ручки - и бросить не могу, и нести жалко. Особенно это касается "Энергии", где выполнен большой объем работ по возведению спортивного объекта. То, что сегодня собственник предложил муниципалитету выкупить стадион за какие-то неимоверно большие деньги и город не пошел на поводу - это правильно. Но, с другой стороны, недострой в центре портит облик города. Поэтому будем предпринимать все усилия, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Станем договариваться и по поводу "Дзержинца", и по поводу "Энергии".

    Лях: Недавно вы обмолвились о необходимости строительства в Перми лыжероллерной трассы. Продвинулось что-то в этом направлении?

    РГ: Да, есть такая договоренность с городом. Мы уже провели несколько рабочих встреч. Договорились с главой Перми Игорем Сапко осмотреть несколько площадок. Сложность в том, что в городе есть лыжные базы, но доехать до них можно только на личных автомобилях - это лыжные базы "Динамо", "Пермские медведи". Добраться до них на общественном транспорте нереально. Сейчас рассматривается Балатовский лес, Закамск, Бакинститут, еще несколько лесных массивов. Вырубать лес будем в минимальных количествах. Вообще же я полагаю, что лыжероллерные трассы должны появиться везде, где люди традиционно катаются на лыжах. Обустройство одной такой трассы, что включает в себя вырубку деревьев, отсыпку щебня и прокладку асфальта, освещение и еще пару домиков для раздевалки, может обойтись в сумму до 20 миллионов рублей.

    Кстати

    Федеральный бюджет в этом году направляет регионам 360 миллионов рублей на поддержку спортивных организаций, которые занимаются подготовкой спортивного резерва для сборных РФ. 7,2 миллиона рублей из них поступят в Пермский край.

    Федеральный центр подготовки по зимним видам спорта в Чайковском состоит из биатлонного и трамплинного комплексов. Биатлонный комплекс состоит из лыжно-биатлонной трассы (протяженность ее основного круга составляет 4 километра) с искусственным оснежением и освещением, стрельбища с электронными мишенями, тира, трибун на две тысячи зрителей.

    Трамплинный комплекс будет состоять из пяти трамплинов - 40, 65, 70, 95, 125 метров. По словам специалистов, Пермский край станет единственным в России, где будет такой уникальный спортивный комплекс.

    Поделиться