07.06.2011 23:12
    Поделиться

    Борис Хлебников на "Кинотавре" поделился опытом, как снять фильм практически бесплатно

    Режиссер Борис Хлебников, председатель нового альтернативного "КиноСоюза", автор упоительной "Сумасшедшей помощи" и соавтор ставшего уже легендарным "Коктебеля", на этот раз привез на "Кинотавр" не свою новую картину, а свой новый опыт взаимоотношения художника с деньгами и новую модель их привлечения и поиска на фильмы.

    Схема, про которую он рассказал, и которая уже частично сработала в его личной режиссерской практике на проекте "Пока ночь не разлучит", настолько уникальна и не традиционна для российского кинопроизводства, и настолько, по крайней мере, на первый взгляд логична и привлекательна для создателей фильмов и их потенциальных зрителей, что "Российская газета" сочла принципиально важным обрисовать ее подробности.

    Был некий сценарий по живому современному материалу, который хотелось снять. Режиссер с продюсером Еленой Степанищевой обратились к эксперту с просьбой посчитать, какие у фильма могут быть сборы, эксперт назвал определенную сумму, и стало понятно, что теоретически это возможно. Дальше посчитали бюджет, количество съемочных дней, техники, аренды, число актеров. Заключили со всеми участниками процесса договора, по которым люди начнут получать деньги после того, как фильм будет произведен и станет приносить прибыль.

    Итак, первое необходимое для того, чтобы схема сработала - это имя. (Это не по Хлебникову, а по требованиям изначально составляющих).  Имя известное, титулованное, отмеченное наградами желательно международных кинофестивалей, обласканное любовью зрителей и критиков, вызывающее доверие коллег, и при том готовое рисковать и вступать в нетрадиционные финансовые киноотношения. То есть такое, как у Бориса Хлебникова. Допустим, оно у вас есть или вы вот-вот его заработаете.

    Дальнейшее руководство к действию следующее.

    прямая речь

    Борис Хлебников:

    - Сценарий был сделан по материалу из "Большого города". Пятнадцать журналистов круглосуточно сидели в ресторане "Пушкинъ" и подслушивали разговоры людей. Они составили очень точный портрет деловой Москвы, как она устроена, и это был абсолютно гоголевский текст. Мне дико захотелось сделать из него сценарий. И мы, не меняя диалогов, выстроили их в цепочку и объединили линией двух официантов, у которых происходит своя параллельная жизнь. Когда я прочитал текст, я даже не придумывал, что все должно закончиться массовой дракой. Все слова, которые там произносят персонажи, должны привести к мордобитию, причем абсолютно счастливому - не злому, а просто как к избавлению - наконец-то можно сорвать галстук  или бабочку, которая тебе жала.

    Сценарий мы показывали многим. Аргументы отказов были  разные, но было ясно: в большую историю финансового вложения этот фильм не вписывается. Условно говоря, он должен был стоить два миллиона долларов, если это делать по нормальной схеме. Мы его сняли за сто тысяч.

    Началось все с кастинга. Мечтали: вот хорошо бы Аня Михалкова сыграла, здесь Оксана Фандера, а здесь Вася Бархатов, а тут был бы идеален Шнуров... Причем не было установки все полностью забить звездами - просто это должен был быть богатый ресторан и хорошие актеры, которые еще и умеют есть в этом ресторане, а это, наверное, умеют делать только очень известные и богатые актеры. А дальше к нашему удивлению только один человек из сорока актеров отказался участвовать в проекте как бы бесплатно. Ведь бесплатно у нас работали художник картины, художник по костюмам, оператор Павел Костомаров, я - мы со всеми подписали контракт, что они получат проценты со сборов за свою работу. Но вы понимаете, что поверить в это сложно. И в этом смысле нам принципиально важно, чтобы мы действительно получили прибыль. Хотя бы небольшую - чтобы все не обернулось историей про то, как они пошли работать ко мне по дружбе и совершили какую-то благотворительность. Если окажется так, то во второй раз привлечь людей подобным образом я не смогу - второй раз будет уже просто неприлично людям предлагать это делать. А если мы это продадим и выплатим деньги, тогда меняется вся ситуация с независимым кино. Потому что мы все тогда из клана, условно говоря, попрошаек, переходим в мелкие фермеры, которые приносят небольшую прибыль и зарабатывают на прокорм.

    Поделиться