Российское законодательство пока не может дать надежных гарантий рынку IPO

В последнее время российские компании все чаще проводят IPO. Однако такие IPO проводятся не на российских торговых площадках, а за рубежом. Наиболее часто используются Лондонская или Нью-Йоркская биржи. Особое внимание стоит уделить компаниям, которые выходят на американский рынок, то есть тем, чьи ценные бумаги будут торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже, NASDAQ или на любой другой американской.

Что это за тенденция и что за ней стоит? Ответ на данный вопрос находится совсем на поверхности. Защищенность инвестиций. Нестабильность российского рынка и его зависимость от других площадок всегда настораживала инвесторов, поэтому люди готовы осуществлять вливания в российскую экономику, но только по правилам игры, которые существуют дольше по времени и имеют большую правовую культуру. Ведь вторая причина, по которой иностранцы не идут на российский рынок, - это отсутствие правовой защищенности инвестиций.

Пока наше законодательство не будет давать тех же гарантий, что и зарубежное, их рынок IPO будет пользоваться большей популярностью, чем российский

Президент и премьер-министр везде пропагандируют создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций. Только вот наша законодательная ветвь власти отстает от этих тенденций. За последнее время не было принято ни одного законодательного акта, направленного на защиту иностранных инвестиций. В результате мы имеет то, что имеем... А именно - стандартный подход к ведению бизнеса "по-русски". Наш гражданин (или юридическое лицо) создает иностранное юридическое лицо, передает путем продажи или иным способом доли в уставном капитале своей организации этому "иностранцу", и вот мы имеем иностранного инвестора. Только деньги и возможности те же, что и были. А вот защита? Защита уже другая! Юрисдикция иностранного государства - это уже кое-что, но не так сильно, как целый "букет акционеров-иностранцев"... За рубежом свято блюдется право собственности. Даже деньги на счетах иностранных банков могут быть только "заморожены", но не экспроприированы. А налогообложение иностранцев? Это вообще отдельный вопрос. Но именно он возникает одним из первых при привлечении иностранцев на российский рынок.

Однако перейдем к самому вопросу. Почему именно Лондон и Нью-Йорк? Ответ так же прост, как и вопрос: свобода обращения капитала. Данные площадки имеют наибольшее количество инвесторов, при этом эти инвесторы находятся под "другой юрисдикцией". На них распространяются не только гарантии, которые предоставляются российским законодательством, но и правовая защищенность других стран, их правовая культура, их судебная система. А Россия обязана исполнять решения судов других стран. Для примера, в США действует закон Сарбейнза-Оксли, по которому любое нарушение, связанное с IPO, наказывается многомиллионными штрафами.

Другая часть ответа на этот вопрос кроется в самом составе инвесторов и компаний, которые проводят IPO на этих площадках. Исходя из анализа уже проведенных IPO на Лондонской площадке, можно смело сказать, что там торгуются как "частные", так и "государственные" акции. Т.е. там проводили IPO и компании, которые принадлежали частным лицам, и компании с участием государства. Если посмотреть состав компаний, которые проводили IPO на Нью-Йоркской площадке, то там только частники. Исключение составляет "Ростелеком".

А теперь - пища для размышления: вспомним IPO, проведенные на российских торговых площадках.

Выводы напрашиваются сами собой: и объем привлеченных средств, и состав инвесторов - все говорит в пользу иностранных площадок.

Российский рынок еще не имеет той культуры торговли и тех гарантий, которые есть за рубежом. Российский рынок не имеет того количества инвесторов, того объема денежных средств и того количества участников торгов, которые есть на других площадках. И этот перечень еще долго можно продолжать.

Вот прошло IPO. Достаточно успешно прошло. А что дальше? Ведь новый состав акционеров может обеспечить доступ к новым технологиям, новым горизонтам развития, а внутренний рынок таких возможностей не обеспечивает. Посмотрим, что происходит на нашем рынке. "Лужники". По оценке экспертов, сумма сделки по приобретению доли в "Лужниках" явно занижена. Интересно, смогли бы московские власти за такую же сумму купить долю в "Лужниках", если бы было проведено IPO? Конечно же, нет. Вот что можно понимать в том числе под словом "защита".

Ну и заключительная составляющая ответа о выборе площадки. Результат любого IPO - деньги. Привлекли. А что потом? Выплата дивидендов акционерам или торговля уже имеющимися акциями. И в том, и в другом случае - это денежные обороты за рубежом и привлечение зарубежного капитала. Соответственно, и капитал вращается не только в пределах одной страны, и налогообложение другое.

IPO используется как для вливания денежных средств, так и для выведения. Просто во времени эти процедуры имеют разные рамки. Привлечение - процесс быстрый и практически единоразовый, а выведение - длительный и постоянный. Конечно, "выведение капитала" при IPO приобретает не такой режим, о котором мы привыкли слышать, но тем не менее все равно выведение. Просто позитивное для всех. И для государства в том числе. Даже с точки зрения имиджа и создания благоприятного инвестиционного климата.

Вывод из этого всего один. Пока наше законодательство не будет давать тех же гарантий, что и зарубежное, и пока наши торговые площадки не будут иметь тот же уровень доверия, количества инвесторов и объема денежных средств, пока наше налоговое законодательство не будет более гибким, зарубежный рынок IPO будет пользоваться большей популярностью, чем российский. А с учетом инициативы по введению национальной платежной системы можно считать, что до ее введения зарубежные площадки будут более востребованные.