07.06.2011 23:40
    Поделиться

    Финансовый омбудсмен станет в России последней досудебной инстанцией

    Финансовый омбудсмен станет последней досудебной инстанцией

    Многие вопросы при разрешении конфликтов между банками и клиентами сегодня решаются с помощью личных связей. Основная проблема - отсутствие федерального закона, который бы регламентировал деятельность института финансового омбудсмена.

    Такой вывод сделали участники "круглого стола", организованного вчера Ассоциацией региональных банков России и Ассоциацией юристов России.

    Вообще, финансовый омбудсмен в России есть - это член Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. Но работает он уже второй год на общественных началах. Тогда как создание института финансовых омбудсменов, его законодательная поддержка насущно необходимы. Динамика кредитования граждан и рост банковских вкладов населения говорят о том, что этот сектор довольно быстро вышел из кризиса и развивается. Сейчас общий объем кредитов физлицам составляет 4,3 триллиона рублей. Вклады превысили 10 триллионов рублей. И максимальное количество споров возникает именно в этом сегменте.

    Интересно, что вопрос о недопустимости разрешения конфликтов с помощью личных связей, или, как он прямо выразился, "по понятиям", поднял заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Александр Синенко. Так что деятельность омбудсмена жизненно важно закрепить законодательно. Для этого сначала необходимо развивать в финансовой сфере институт медиации - досудебного разрешения споров. В интервью корреспонденту "РГ" депутат Госдумы, президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков пояснил, что медиаторы - это те, кто ищет компромисс для выхода из конфликтной ситуации. Именно они станут предтечи для института финансового омбудсмена. Напомним, что в России уже действует закон о медиации, и в ближайшее время будет зарегистрирован и начнет работу центр медиации. Он займется первичным отбором дел, которые можно решить внесудебным порядком с помощью поиска того самого компромисса. А "нерешаемая часть" будет попадать к омбудсмену.

    О том, что дает этот институт, подкрепленный законодательством, рассказал финансовый омбудсмен Великобритании Дэвид Томас. Он подчеркнул, что в его стране 80 процентов потребителей уверены в том, что их права будут защищены, в целом по ЕС этот показатель составляет 57 процентов. В год количество жалоб достигает миллиона. Есть польза и для государства - омбудсмен помогает совершенствовать финансовую систему.

    Пока в России не будет четко выстроенной системы защиты интересов участников финансового рынка, вряд ли можно говорить о создании эффективного Международного финансового центра - в этом мнении участники "круглого стола" оказались полностью солидарны. Как будет называться омбудсмен, станет ли существовать на добровольной ли обязательной основе, на какой площадке лучше создавать такой институт и с каким размером иска он должен работать? Эти вопросы как определяющие поднял в финале обсуждения гендиректор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов. Именно в том, как они будут решены, и заключается ответ на основной вопрос - быть ли в России финансовому омбудсмену. Шанс получить его в ближайшее время есть.

    Поделиться