Новости

08.06.2011 00:40

Есть 50!

В России уничтожено более половины имевшихся запасов боевых отравляющих веществ
Текст: Валерий Капашин (начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия доктор технических наук генерал-полковник)

Хотелось бы подчеркнуть, что бесперебойная ликвидация химоружия в огромной степени связана с грамотно выстроенной государственной системой, организующей, направляющей и контролирующей этот сложный процесс.

Государственным заказчиком определено министерство промышленности и торговли, в котором непосредственным руководителем процесса уничтожения химического оружия в России является Холстов Виктор Иванович. Благодаря его опыту и организаторским способностям мы решаем сегодня задачи, которые совсем недавно казались просто неразрешимыми.

Естественно, мы не смогли бы приступить в срок к началу утилизации боевых отравляющих веществ, если бы своевременно не были построены и введены в строй промышленные объекты по утилизации. Над решением этой задачи трудились и трудятся сотни подрядных организаций. Но все-таки основная заслуга принадлежит Спецстрою России. Так же как решение технологической задачи уничтожения ХО принадлежит специалистам ГосНИИОХТа.

Оглядываясь назад, могу сказать, что самое тяжелое было - начать процесс уничтожения. Очень трудно было приступить к промышленному уничтожению боевых отравляющих веществ. Проблемы испытали не только мы, но и американцы. У нас же ситуация усугубилась разрушением СССР, тем, что вся тяжесть очень сложного процесса ликвидации ХО ложилась только на Россию.

Первый промышленный объект по уничтожению химоружия, как известно, был построен в Горном. Там хранилось всего-то чуть более тысячи тонн не самых опасных боевых отравляющих веществ из почти сорока тысяч тонн, имевшихся в наших арсеналах. И все-таки, повторяю, это был самый сложный для нас объект, потому что был первым!

Впервые мы занимались разработкой всеобъемлющего технико-экономического обоснования. Никогда раньше этим не занимались. Составили ТЭО. Провели все полагающиеся государственные экспертизы. Нас упрекали в том, что военные будто бы чуть ли не самовольно построили завод по уничтожению химоружия и втихаря запустили его производство, поставив под угрозу жизнь и здоровье местного населения. Но этого не могло быть в принципе! Мы все сделали в полном соответствии с существующим законодательством. И сейчас экологическая ситуация в Горном - одна из самых благоприятных во всей Саратовской области. А сколько грязи на меня лично и на все наше Федеральное управление вылили.

Сейчас перед нами встала непростая с технологической точки зрения задача - уничтожение боеприпасов сложной конструкции. Они требуют к себе очень серьезного отношения, но на выходе результат получается не такой зримый, как при уничтожении ОВ, хранившегося в цистернах или крупных авиабомбах. Тем не менее я уверен, что и с этой задачей мы справимся.

В основе российских технологий уничтожения ХО положен принцип обезвреживания ОВ, эвакуируемого из боеприпаса или из емкости хранения, химическим реагентом с проведением реакции детоксикации ОВ в герметичном реакторе и использованием современных систем очистки отходящих газов до уровня предельно-допустимой концентрации, автоматизированного управления и контроля за процессом и передовых достижений в области микропроцессорной техники, материаловедения и нанотехнологий.

Сейчас перед нами встала непростая с технологической точки зрения задача - уничтожение  боеприпасов сложной конструкции

Получаемые в процессе уничтожения ХО реакционные массы подлежат утилизации на объектах уничтожения химоружия посредством либо переработки в нетоксичные продукты, подлежащие длительному захоронению на специальных полигонах при объектах, например, битумирование реакционных масс на объекте "Щучье", либо высокотемпературная термическая деструкция реакционных масс в печах сжигания жидких отходов, данный метод утилизации применяется на объектах "Марадыковский", "Леонидовка" и "Почеп" и будет использован на объекте "Кизнер" для утилизации реакционных масс от фосфор-органических отравляющих веществ.

Первый практический опыт применения технологий уничтожения ХО был получен при функционировании объекта "Горный" Саратовской области, которая в последующем и применена на втором объекте "Камбарка" Удмуртской Республики с модернизацией, обеспечившей повышение производительности процесса уничтожения ОВ с обеспечением в полном объеме требований безопасности для персонала и окружающей среды. На объекте "Камбарка" были использованы так называемые реакторы-смесители струйного типа для уничтожения люизита.

На объекте "Марадыковский" Кировской области впервые была использована новая уникальная российская технология уничтожения ОВ типа Ви-икс непосредственно в корпусах боеприпасов, то есть корпус боеприпаса в данном способе уничтожения выступает в качестве реактора детоксикации.

Опыт применения этой технологии полностью доказал ее эффективность и абсолютную безопасность. После отработки этой технологии она была успешно внедрена на объекте "Леонидовка" Пензенской области, а в настоящее время с ее использованием ведется уничтожение авиационных боеприпасов на объекте "Почеп" Брянской области.

В ходе проведения в 90-х годах двухстороннего тестирования российских и американских технологий уничтожения химического оружия американскими учеными было подтверждено преимущество российских технологий уничтожения химоружия.

И я абсолютно уверен, что Федеральное управление справится с возложенной на нас задачей - химическое оружие в России будет полностью уничтожено в установленные сроки.

И про человека не забыли

Наряду с созданием объектов по уничтожению химоружия определены мероприятия по развитию социальной инфраструктуры в тех районах, где идет ликвидация боевых ОВ.

Эти мероприятия предусматривают строительство и эксплуатацию объектов социальной и инженерно-технической инфраструктуры, реконструкцию и строительство инженерных и дорожно-транспортных коммуникаций в интересах субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются объекты по уничтожению ХО. Программой установлено развитие социальной инфраструктуры на общую сумму до 10 % стоимости создания объектов по уничтожению ХО.

Объект "Горный"

В интересах жителей пос. Горный и Краснопартизанского муниципального района построены и введены в эксплуатацию 77 жилых дома в поселке учителей и врачей, два 18-квартирных жилых дома, три 21-квартирных и жилых дома, выполнены реконструкция центральной районной больницы, реконструкция с благоустройством внутриплощадочных автодорог, реконструкция газовых сетей с переводом на индивидуальное отопление муниципальных жилых домов, реконструкция существующего спортивного комплекса. Проведены уличные сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения. Ведется строительство 4 жилых домов для пенсионеров и ветеранов.

Объект "Камбарка"

Строительство социальных объектов в Камбарском районе по Программе ведется с 1997 года. Построены и сданы в эксплуатацию внеплощадочные сети водоснабжения центральной и запрудной частей города (дюкер), общежитие на 96 мест, три 60-квартирных и один 35-квартирный жилые дома. За счет средств Программы построены и объекты двойного назначения: газопровод-отвод, канализационно-очистные сооружения, подстанция "Камбарка", автодорога "Камбарка - Михайловка - Пермский край", автодорога "Камбарка - паромная переправа Тарасово" с мостом через р. Камбарка, комплекс пожарного депо в г. Камбарка.

Объект "Марадыковский"

В период с 1999 года в Оричевском районе Кировской области построены и введены в эксплуатацию 16 объектов социальной инфраструктуры: жилые дома в пос. Оричи и пос. Мирный, школа на 504 учащихся в пос. Оричи, реконструкция тепловых сетей в пос. Стрижи, котельная ПКДЦ в интересах в пос. Оричи, реконструкция тепловых сетей в пос. Мирный Оричевского района, очистные сооружения в пос. Мирный, газопровод-отвод пос. Кумены - пос. Нижнеивкино - пос. Мирный и газораспределительная станция в пос. Мирный, реконструкция средней школы в пос. Мирный, водозаборные сооружения в пос. Оричи.

Объект "Леонидовка"

Здесь ведутся работы на пятнадцати объектах. К ним относятся: строительство газопроводов высокого и низкого давления в пос. Золотаревка, очистных сооружений канализации в пос. Золотарёвка, газификация пос. Леонидовка, Золотаревка и Возрождение Пензенского района Пензенской области, водоснабжение пос. Леонидовка, телефонизация пос. Леонидовка, пос. Золотаревка, реконструкция областного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями с. Кичкилейка, строительство и реконструкция систем водоснабжения пос. Золотаревка, реконструкция дома культуры пос. Золотаревка, Дворец водного спорта в г. Пенза.

Объект "Щучье"

В Щучанском районе Курганской области в рамках реализации Программы построены и введены в эксплуатацию: центральная районная больница в г. Щучье, средняя школа на 590 учащихся в г. Щучье, средняя школа на 190 учащихся и детский сад на 90 мест в пос. Плановый, 24-квартирный жилой дом для медицинских работников в г. Щучье, газопровод "Песчано-Каледино-Шумиха-Щучье", газораспределительная станция г. Щучье, 3 газовые котельные, водовод "Чумляк - Щучье", сети водоснабжения в г. Щучье.

Объект "Почеп"

В 2007 году сдан 60-квартирный жилой дом для медицинского персонала. На средства, выделяемые Программой, было газифицировано около 70 населенных пунктов в Почепском районе, реконструирована районная ветеринарная станция. В 2009 году в г. Почеп состоялось торжественное открытие школы на 768 учащихся и поликлиники на 680 посещений в смену.

Объект "Кизнер"

К уже построенным районному дому культуры (пос. Кизнер) и Бемыжскому больничному комплексу добавилось новое здание районного отдела внутренних дел. Продолжается газификация поселка, реконструкция уличного водопровода, благоустройство улиц, построено 8 км объездной дороги. На территории больничного городка начато строительство поликлинического консультативно-диагностического центра, услугами которого будет пользоваться население всего Кизнерского района.

И это далеко не полный перечень того, что сделано в интересах жителей районов, где находятся объекты по уничтожению химоружия.

Российская Федерация находится в стадии выполнения четвертого и заключительного этапов Конвенции и Программы, в рамках которых России предстоит уничтожить чуть менее 20 000 тонн ОВ к концу 2015 года.

В выполнении поставленной задачи задействованы: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство специального строительства, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и другие.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является Государственным заказчиком Программы и национальным органом по выполнению Конвенции. Непосредственно решением задач, связанных с выполнением Конвенции и Программы, занимается департамент реализации конвенционных обязательств под руководством директора департамента генерал-полковника, доктора химических наук, профессора Холстова Виктора Ивановича.

Основную роль в создании и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия играет Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге России. Оно является основным исполнителем Программы и обеспечивает выполнение всего комплекса работ в области химического разоружения. Руководит этим коллективом генерал-полковник, доктор технических наук, профессор Капашин Валерий Петрович.

Мировая поддержка

Наибольший объем содействия по реализации Конвенции был оказан тремя государствами: США, направившими основной объем своего содействия в рамках безвозмездной технической помощи на создание объекта в г. Щучье; ФРГ, участвовавшего в создании объектов в п. Горный, г. Камбарка, г. Почеп, и Канадой, принявшей активное участие в создании объекта по УХО в г. Щучье и строящегося в настоящее время объекта в г. Кизнер.

Объем выделяемых Соединенными Штатами средств на создание объекта по уничтожению химоружия, расположенного недалеко от города Щучье, в соответствии с Совместной договоренностью (от 17 мая 2007 г.) составляет до 1,039 млрд долларов США.

В настоящее время завершаются строительно-монтажные работы в корпусе 101 (второй пусковой комплекс объекта) и на вспомогательных объектах промышленной зоны, финансируемые правительством США в рамках трехсторонних государственных контрактов. Американской стороной также осуществляется техническое сопровождение и поставка запасных частей и комплектующих для ранее поставленного на данный объект оборудования.

В создании Щучанского объекта, кроме США, приняли участие 13 государств - Бельгия, Великобритания, Италия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Чехия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Франция, а также Евросоюз и фонд NTI.

Правительство Германии взяло на себя обязательство помочь в строительстве промышленного объекта по уничтожению химоружия "Почеп" в Брянской области. На эти цели было выделению до 140 млн евро в соответствии с заключенным 15 марта 2007 г. контрактом между Роспромом (в настоящее время Минпромторг России) и германским подрядчиком фирмой "Айзенманн Анлагенбау ГмбХ & Ко. КГ". Кроме того, объем предусмотренных соответствующим межгосударственными договоренностями средств ФРГ на создание объектов "Камбарка" и "Горный" составил до 201 млн евро.

Канадой выделено около 100 млн канадских долларов на закупку технологического оборудования для строящихся в поселке Кизнер основных производственных корпусов объекта по уничтожению химоружия. Значительная часть оборудования уже поставлена. Кроме того, в интересах объекта по уничтожению ХО "Щучье" Канадой выделено до 103 млн канадских долларов.

Как все начиналось

Вопрос о необходимости полной ликвидации всех запасов химического оружия в нашей стране был решен еще в 1980-х годах. Точнее, вопрос был поставлен так, что ответ на него существовал один: уничтожить!

13 января 1993 года Россия подписала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Была разработана Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 года. В силу Конвенция на территории нашей страны вступила 29 апреля 1997 года.

Россия передала в Организацию по запрещению химического оружия информацию об объектах по хранению ХО и совокупном количестве хранившихся на этих объектах отравляющих веществ. В России тогда было 39 966, 586 тонн ОВ различных типов. Кроме того, в наличии имелось 24 бывших объекта по производству химоружия, из которых 8 подлежали ликвидации, а 16 - конверсии.

Строго в соответствии с требованиями Конвенции и Программы в России выполнены первый и второй этапы уничтожения ХО:

В апреле 2003 года на объекте в поселке Горный Саратовской области уничтожено 400 тонн иприта, что составляло 1% запасов боевых отравляющих веществ.

К 29 апреля 2007 г. ликвидировано более 20 % химоружия категории 1, т. е. более 8000 тонн ОВ, при этом на объекте "Камбарка" уничтожено 3206 тонн люизита, а на объекте "Марадыковский", который внес наибольший вклад в выполнение второго этапа, - 3692 тонн ОВ типа Ви-икс.

25 ноября 2009 г. досрочно выполнен третий этап Программы - уничтожено 17998,205 тонн ОВ или 45,03 % всех запасов ХО, в том числе: на объекте в пос. Горный Саратовской области 1143,2 тонны, на объекте в пос. Марадыковский Кировской области 4779,3 тонны, на объекте в г. Камбарка Удмуртской Республики 6349 тонн, на объекте в пос. Леонидовка Пензенской области 4772,3 тонны, на объекте в г. Щучье Курганской области 954,4 тонны.

30 мая 2011 г. Российская Федерация подошла к очередному рубежу - уничтожено 20 018,087 тонн ОВ, что составило более 50%.

К пуску готов

7 июня 2011 г. в 15.00 на объекте по уничтожению химического оружия, расположенного недалеко от города Почеп Брянской области, начались пуско-наладочные работы и опытно-промышленные испытания на реальных средах.

Об этом сообщил начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин.

Вводимый в строй комплекс зданий и сооружений предназначен для извлечения и уничтожения реакционных масс, образовавшихся после стадии нейтрализации фосфорорганических отравляющих веществ (зарин, зоман, Ви-икс) непосредственно в корпусах боеприпасов. В составе комплекса имеется корпус 11, предназначенный для термического обезвреживания реакционных масс, жидких и твердых отходов.

Корпус 11 создавался при участии германских специалистов в рамках контракта между Минпромторгом России и германским подрядчиком фирмой "Айзенманн Анлагенбау ГмбХ & Ко. КГ" в соответствии с обязательствами правительства ФРГ о выделении до 140 млн евро на уничтожение химического оружия в Российской Федерации.

Напомним, что на объекте "Почеп" сосредоточены самые крупные в России запасы фосфороорганических отравляющих веществ - 7498 тонн, что составляет почти 19% от общего количества, хранящегося на территории Российской Федерации.

26 ноября 2010 г. объект по уничтожению химического оружия в г. Почеп Брянской области приступил к первой стадии уничтожения химического оружия - внесению реагента в корпуса боеприпасов.

Химия и деньги

На 31 декабря 2010 г. затраты на финансирование Программы с учетом безвозмездной технической помощи составили 184 559,78 млн руб.

На 2011 год в рамках федерального бюджета выделено 30 000,00 млн руб., кроме того, оказана безвозмездная техническая помощь на сумму в 150,21 млн руб. В итоге объем затрат нарастающим итогом до 2015 года составит 270 693,81 млн руб.

Проведя сравнительный анализ выделяемых средств на реализацию основных мероприятий программы, можно сделать вывод, что ежегодные расходы на выполнение программы остаются стабильными.

Объем международной финансовой помощи, оказанной Российской Федерации иностранными государствами в интересах реализации программы, составил примерно 30,8 млрд рублей, или 1,1 млрд долл. США. Это порядка 11% от всего объема затрат на программу, что значительно ниже первоначально ожидаемой цифры содействия - на уровне 20%.

В ходе сотрудничества с иностранными государствами в области химразоружения наиболее насущным для Российской Федерации всегда являлся вопрос своевременности и соответствия заявленных в соглашениях объемов помощи реально поступившим на объекты.

К числу проблемных вопросов в этой области можно отнести то, что в некоторых случаях иностранные партнеры руководствовались не интересами российской стороны по финансированию наиболее актуальных проектов по созданию объектов по уничтожению химического оружия, а проявляли заинтересованность в освоении средств поставкой оборудования иностранного производства, не предусмотренного проектом, или перераспределении этих средств на другие сферы сотрудничества в нарушение действующих договоренностей.

Таблица

Русское оружие Уничтожение химического оружия
Добавьте RG.RU 
в избранные источники