Минздравсоцразвития России провело переговоры с Министерством абсорбции Израиля по вопросам пенсионного обеспечения репатриантов из бывшего СССР, не имеющих российского гражданства. Это - очередной этап в подготовке двустороннего договора о взаимном пенсионном обеспечении граждан Израиля и России.
Без заключения такого договора бывшие советские граждане, а также те, кто переехал в Израиль из современной России, не могут реализовать свои права на пенсионное обеспечение, заработанные до отъезда.
По данным Израильской стороны, с 1972 по 2011 год из бывшего Советского Союза в Израиль прибыло около 660 тысяч человек, в том числе, 214,5 тысячи человек - из России. Есть среди репатриантов Ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы чернобыльской аварии, то есть граждане, претендующие на достаточно высокий уровень пенсии.
Эти данные, пояснили "РГ" в минздравсоцразвития, необходимы для оценки возможных финансовых обязательств России. Израильская сторона подготовила подробную справку о количестве, возрасте, статусе, профессиональном положении выходцев из России и Советского Союза. "Это крайне важный документ для ведения переговорного процесса", - отметил статс-секретарь - замминистра здравоохранения и соцразвития РФ Юрий Воронин. По словам замминистра, теперь можно приступить к практической работе по подготовке межгосударственного договора с Израилем о социальном (пенсионном) обеспечении граждан Израиля и России.
Как сообщили "Российской газете" в Пенсионном фонде РФ, общая численность граждан, которые проживают за границей и получают российскую пенсию, в 2010 году составила 173 369 человек. По сравнению с 2009 годом их численность выросла на 6,5 процента.
Выплата трудовых пенсий, назначенных в соответствии с российским законодательством, производится независимо от страны проживания и гражданства получателя. При этом с отдельными государствами сотрудничество в сфере пенсионного обеспечения осуществляется в соответствии со специальными договорами (соглашениями). В 2010 году ПФР выполнял 14 таких международных договоров с 18 государствами.
Соглашения РФ с разными странами о решении пенсионного вопроса имеют разную основу:
1. Соглашения с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Литвой, Грузией и Эстонией, а также Словакией, Румынией, Венгрией и Монголией основаны на территориальном принципе. То есть пенсионное обеспечение граждан, проживающих на территории этих государств, осуществляется по законодательству и за счет средств страны их проживания. При этом взаимные расчеты между государствами не производятся.
2. Международные договоры с Болгарией, Испанией, Белоруссией и Украиной основаны на пропорциональном принципе. Каждая сторона назначает и выплачивает пенсию за те пенсионные права (страховой или трудовой стаж), которые были приобретены на ее территории.
Международный договор (соглашение) Российской Федерации | Численность получателей российских пенсий | |
Договор между Россией и Испанией от 11апреля 1994 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Временное соглашение между Россией и Украиной о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных территориях, от 15 января 1993 г. | 734 | 747 |
Соглашение между Россией и Литвой о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. | 2100 | 2205 |
Соглашение между Россией и Эстонией в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 г. | 22 | 45 |
Договор между Россией и Белоруссией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. | 729 | 548 |
Договор между Россией и Белорусью сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. | 4865 | 7185 |
Договор между Россией и Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 г. | - | 258 |