Новости

09.06.2011 00:03
Рубрика: Культура

Куба глазами Виталия Манского

На "Кинотавре" обсуждают документальную картину "Родина или смерть"

Документалист Виталий Манский на текущем "Кинотавре" ходит почти что в классиках. Этому в большой степени способствовал не его стремительный творческий рост, а неизбежный процесс омоложения фестиваля, который зашел так далеко, что режиссер 1963 года рождения числится уже в ветеранах движения.

Ему есть чем гордиться и чем отличиться на фоне семи дебютантов, представивших в основном конкурсе свои работы. Во-первых, за плечами Виталия Манского более тридцати картин. Во-вторых, его фильм жанрово просто выламывается из общей фестивальной программы - это единственная документальная лента, которая участвует в главном смотре "Кинотавра" на равных правах и тех же началах, что и игровые. Никаких вопросов ни у кого это давно не вызывает: даже если бы Манский резко сменил амплуа и снял мультфильм, он все равно попал бы с ним в Сочи на Открытый российский кинофестиваль.

Пишу это абсолютно без тени иронии, так как выдающиеся организаторские и пробивные способности сейчас значат не меньше, чем талант и умением внятно поведать о его наличии людям. В съемках одного из самых сейчас обсуждаемых фильмов "Кинотавра" "Родина или смерть" Виталию Манскому пригодилось и первое, и второе, и третье. Он обратил свой принципиальный и безжалостный взгляд на Кубу, более полувека живущую под лозунгом победившей революции "Родина или смерть", и два года снимал в стране, где заявки иностранных режиссеров на съемки рассматриваются годами и обычно получают резолюции с отказами. Потому что слишком велика разница между имиджем страны и ее реальностью, а в организации международных сеансов разоблачения ее власти там вовсе не заинтересованы. "Мы написали, что хотим снять фильм об основателях кубинского танца Rueda de casino, разновидности сальсы, и будем снимать только то, что нам позволят, - делился опытом общения с зарубежными чиновниками Виталий Манский. - Работать там было очень сложно. Для россиян на Кубе безвизовый режим, но если ты едешь не просто туристом, а работать, то процедура согласований отнимает не меньше полугода. Нас пасли. А когда мы возвращались домой после съемок, каждый день обнаруживали, что там происходил обыск".

Под зажигательные ритмы сальсы Виталий Манский рассказал о потрясающей энергетике и фантастическом жизнелюбии людей (и зверей), находящихся за гранью уровня бедности. "Я первый раз видел собаку, которая ела камни - грызла их, как кости, - вспоминал режиссер. - Чтобы купить кусок колбасы, надо встать в восемь утра и успеть занять очередь. Но на Кубе от всеобщего оптимизма сносит голову. В чем причина их жизнелюбия? В климате, природе, погоде. Которые вполне благоприятствуют революции: о том, что страна стоит на пороге абсолютно кардинального слома, там ясно всем. Но удивительная вещь: мы совсем не чувствовали в воздухе предреволюционной ситуации, как бы ни старались ее заметить".

Фильм Манского получился не о назревающей смене строя - о принципиально другом отношении к жизни и к смерти. Один из героев этой картины в завещании написал, чтобы на его похоронах все танцевали и никто не плакал. Нередко так все и происходит. Съемочная группа видела множество похоронных процессий и процедур эксгумаций на Кубе, но не заметили ни одной слезы. (Мест на кладбище не хватает, и останки хранятся в могилах только два года, потом кости переносятся в ящики колумбария, а если родственники не платят - выкидываются.)

От их взгляда не ускользнул и тот факт, что проституция на Кубе - фактически единственный способ заработать для любого человека, и что шестнадцатилетняя девочка может стоить полкуска гостиничного мыла.

Фильм не об этом. "99 минут красоты", в которые уложились создатели и как оценили свою собственную работу, закольцованные ритмами сальсы и рассказывающие о реальной обстановке на берегах Карибского моря, прозвучали своего рода говорухинской историей "Так жить нельзя", только про Кубу.

Самое удивительное, что сейчас ведутся переговоры о показе фильма Виталия Манского "Родина или смерть" на Кубе. И если они завершатся положительно, то по крайней мере до ближайшей кубинской революции - хотя бы в массовом общественном сознании, российским режиссерам в эту страну путь будет заказан.

Культура Кино и ТВ 22-й российский фестиваль "Кинотавр"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники