07.06.2011 23:43
    Поделиться

    Почти семьдесят инвестиционных проектов изменят экономику Приморского края

    Почти семьдесят инвестиционных проектов изменят экономику края

    В следующем году Владивосток станет местом проведения саммита АТЭС-2012. Решение, принятое в 2007-м году, было смелым. Дальневосточный форпост России к мероприятию столь высокого уровня готов не был, а на подготовку отведено всего пять лет. О том, что происходит сейчас на многочисленных стройках Приморья, корреспондент "РГ" побеседовал с губернатором края Сергеем Дарькиным.

    Российская газета: Сергей Михайлович, в годы советских пятилеток была традиция определять каждый год как "решающий", "определяющий", "завершающий". Какой из пяти лет подготовки к саммиту самый трудный, и, если продолжить аналогию, как бы вы назвали текущий год?

    Сергей Дарькин: Скажу прямо, легких лет вообще не было: задачи поставлены грандиозные, а сроки сжатые. Нелегким был первый год, когда все только начиналось, и многие не верили, что это всерьез.

    Нынешний год - "определяющий" и "решающий". Времени осталось мало, но можно с ответственностью сказать: все объекты, а их более 40, будут сданы в срок. Поверьте, я это знаю не по докладам, стройки саммита инспектирую в режиме нон-стоп. Признаюсь, у самого порой дух захватывает от грандиозности происходящего: при виде растущих опор мостов, о которых горожане мечтали столетие, при виде очистных, ведь их во Владивостоке никогда не было... К концу года мы введем в строй ряд сооружений, включая очистные, а основная часть объектов выйдет на завершающий цикл строительства.

    РГ: В крае реализуются и другие проекты...

    Дарькин: И это главное свидетельство серьезности перемен. Перед нами стоит задача комплексного развития региона: здесь строят нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", нефтепорт "Козьмино", создают мощные кластеры нефте- и газохимии и другие - в целом почти 70 проектов общей стоимостью около трех триллионов рублей. Эти инвестиции прописаны до 2017 года в бюджетах российских корпораций, госбюджете, в бюджете частных компаний. В будущем они определят качественно новый вектор экономики края.

    РГ: Как скажется на экономике Приморья газификация?

    Дарькин: Строительство газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" завершится к сентябрю текущего года, а в 2012-м начнется газификация приморской глубинки. Цена вопроса - примерно 15 миллиардов рублей, которые вложат "Газпром", федеральный, краевой, муниципальные бюджеты, частные инвесторы. Это благоприятно скажется на экологии. Ряд производств (тот же "Соллерс") ориентируются на газификацию, гарантирующую стабильность цен на энергоносители и улучшение технологий.

    РГ: Есть опасение, что и энерготарифы вырастут, ведь цены на газ стремятся к мировым?

    Дарькин: Могу успокоить: цены будут приемлемыми и для производителей, и для населения. На уровне правительства идет серьезная работа по согласованию тарифа на газ для Приморского края.

    РГ: Как продвигаются проекты строительства судоверфей?

    Дарькин: Традиционно в регионе занимались судоремонтом, теперь у нас будет серьезное судостроение. Объединенной судостроительной корпорацией завершена подготовка к их возведению: проект верфи "Звезда-D.S.M.E." в бухте Большой Камень - на госэкспертизе, площадка под стройку готова. Проект верфи "Восток-Раффлс" в бухте Пяти Охотников готов к передаче на госэкспертизу, земля выкуплена, площадка готовится. К концу 2013 года оба объекта войдут в строй. Здесь будут строить танкеры, газовозы, плавучие заводы по производству СПГ, морские полупогружные буровые платформы пятого-седьмого поколений.

    РГ: Можно ли считать успешным опыт автосборочного производства "Соллерс"?

    Дарькин: Я считаю, это первая ласточка, а в перспективе - формирование автомобильного кластера. В этом году "Соллерс - Дальний Восток" выпустит 25 тысяч автомобилей и начнет создавать совместное производство с "Тойотой".

    Проект "Мазды" поддержан минпромторгом, минрегионом и минэкономразвития. Если все проекты будут реализованы, мощность приморского автопрома в течение пяти лет выйдет на уровень 200 тысяч единиц техники в год.

    РГ: Автомобилям нужны дороги, и ситуация с ними улучшается. Добрые перемены коснутся только юга Приморья?

    Дарькин: Безусловно, подготовка к саммиту нацелена в первую очередь на проблемы южной части края. К 2012 году мосты и скоростные трассы с развязками свяжут Владивосток с Артемом, а остров Русский - с материковой частью, что позволит увеличить пропускную способность дорог, избавит от пробок и расширит возможности комплексного освоения новых территорий, появления новых жилых районов.

    Мы помним и об отдаленных районах: в рамках краевой программы "Дороги Приморья" только в прошлом году было освоено более четырех миллиардов рублей. Идет реконструкция старых и строительство новых дорог: в этом году запланирован ввод объектов по направлениям международных транспортных коридоров - трассы "Раздольное - Хасан", "Уссурийск - Пограничный - Госграница". Надо понимать, что дороги в Приморье - это наш путь в экономику стран АТР, ведь только развитая инфраструктура позволит краю включиться в международную кооперацию бурно развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона.

    РГ: А какой стадии проект создания особой экономической зоны в порту Восточном?

    Дарькин: Мы повторно обращаемся в минтранс с этим предложением. Материалы готовы. В конечном итоге это укрепит статус Приморья как одного из логистических центров АТР. Эксперты посчитали эффект от режима ОЭЗ: грузопоток этого транспортного узла может увеличиться почти в четыре раза.

    РГ: Все эти проекты - "светлое завтра". А как вписываются в новый экономический ландшафт былые лидеры машиностроения - "Аскольд", "Прогресс", "Дальприбор" и другие?

    Дарькин: Все наши заводы модернизируются, налаживают выпуск современной продукции. На "Прогрессе" вывели вертолетостроение на качественно новый уровень, используя для производства деталей особо прочные сплавы с магнием и титаном, композитные материалы. На "Аскольде" смонтирован высокотехнологичный робототехнический комплекс литья под давлением, и сейчас там готовятся к выпуску биметаллических и алюминиевых деталей для вертолетов. Завод "Изумруд" наряду с традиционным приборостроением начинает выпуск энергосберегающих систем, "Дальприбор" - светодиодных светильников, "Варяг" специализируется на производстве управляющей и силовой гидравлики.

    РГ: Вы полагаете, эти изменения в экономике остановят отток молодежи и помогут улучшить демографическую ситуацию?

    Дарькин: А ради чего все затевалось? Саммит АТЭС пройдет за неделю, а нам останется современный университетский кампус, аналога которому нет в России. С сильной научной базой, мощными научными центрами, технопарком, инновационной зоной, с комфортными общежитиями и развитой спортивной базой.

    Одна из главных задач вуза - ориентация обучения на конечный результат, на реальные потребности рынка труда. Это значит, что, получив качественное образование, выпускники будут оставаться жить и работать в Приморье, ведь перечисленные проекты в сфере газификации, судостроения, нефтепереработки - рабочие места XXI века. Я вижу серьезный потенциал развития края в крепкой связке высшей школы и реального сектора экономики.

    Поделиться