Сразу два опасных инцидента с пассажирскими самолетами случились на этой неделе.
Во вторник при заходе на посадку луч лазера проник в кабину самолета авиакомпании "ЮТэйр" - Боинга-737-500. На борту находились 97 пассажиров.
Это произошло ночью в аэропорту Ростова-на-Дону. Самолет летел из Москвы. Экипаж был ослеплен лучом лазера зеленого цвета из поселка Аксай. Летчики справились с ситуацией и посадили самолет. За три дня до этого в том же аэропорту "светили в лицо" самолету другой авиакомпании.
Подобное случилось во вторник и в Московской воздушной зоне на высоте 3 тысячи метров. Экипаж самолета А-320 немецкого перевозчика, который летел из Франкфурта-на-Майне, доложил об атаке лазером красного цвета. На борту были 146 пассажиров. В Росавиации бьют тревогу - в этом году уже 30 экипажей самолетов были ослеплены на взлете-посадке лучом лазера. Ситуация явно становится крайне опасной и балансирует на грани возможной трагедии.
Это опасное развлечение граждан с лазером против самолетов стало фиксироваться со второй половины 2010 года. Как рассказали корреспонденту "РГ" в Росавиации, именно тогда были зарегистрированы первые пять случаев. Причем все в районе столичных аэродромов Внуково и Шереметьево.
Позже к ним добавился аэродром Ростова-на-Дону.
Сначала подозрения пали на владельцев ночных клубов, которые очень часто устраивают лазерные шоу. Тем более что еще был свеж в памяти случай, когда известная музыкальная группа чуть ли не в полном составе оказалась в больнице с обожженной сетчаткой глаз. Артисты и зрители пострадали на концерте, когда в зале хаотично начал "танцевать" луч лазера, установленный для красоты организаторами шоу. Но тот скандал юридических последствий не имел.
Случаи в аэропортах пока, к счастью, не имели трагических последствий. Специалисты выяснили: в зоне полетов в Ростове-на-Дону увеселительных заведений нет. Там частный сектор. В котором, кстати, и местные жители не раз уже страдали от владельца неизвестного мощного лазерного прибора.
Кстати, лучи лазера давно "шарят" и по лицам водителей автомобилей в столице и Московской области. Вроде и ослепляют не сильно, но это когда скорость у машины невелика.
"Лазерная" ситуация обостряется буквально на глазах. Об этом говорят и специализированные форумы летчиков. Они рассказывают друг другу, что беда стала почти ежедневной. 3 мая при взлете из Внуково летчиков слепил лазер синего цвета. Той же ночью спустя несколько часов другой самолет слепил при заходе на посадку лазер зеленого цвета.
За границей с таким хулиганством столкнулись давно и научились за него наказывать. Хотя признаются - карать надо серьезней. Так, только на днях в Америке ужесточили ответственность таких "лазерных" хулиганов. Кроме штрафа в тысячи долларов Федеральное управление гражданской авиации США пообещало приравнять хулиганов с лазером к угонщикам.
Во Франции такой любитель лазеров получил полгода за попытки ослепить пилотов во время посадок пассажирских самолетов в Орли. Адвокаты пострадавших авиакомпаний заявили, что посадка - самый критический момент полета, и многие случаи крушения были вызваны и менее значительными инцидентами.
В Германии полиция с помощью вертолета со спецоборудованием ловила не один день двух молодых людей, которые попытались сбить пассажирский самолет. Они сидя дома слепили пилотов, идущих на посадку. Похожую, но более масштабную спецоперацию устроили на Кипре. Там хулиганы полмесяца слепили самолеты в международном аэропорту Ларнака.
В нашей стране этим людям пока ничего не грозит. Преступление для правоохранителей фактически новое. Пока летчики справляются с ослеплением. Но вечно такое продолжаться не может. Если с самолетом случится несчастье, то лазерная игрушка потянет на пожизненный срок.
Росавиация обращается ко всем организациям и гражданам с просьбой исключить случаи использования подобных мощных источников излучения для освещения воздушных судов. Если луч лазера попадает в глаз, то человек на время просто перестает видеть. То есть при заходе на посадку или взлете, когда очень важно следить за всеми показателями приборов и по необходимости принимать молниеносные решения.
Пока не случилось несчастье, надо бы каким-то образом регламентировать торговлю лазерными игрушками для больших и маленьких. Судя по складывающейся обстановке, необходимо быстро выяснить, кто покупает опасные лазеры, и ввести ответственность, как в других странах.
Российские спецслужбы пока никак не комментируют ситуацию с участившимися ослеплениями летчиков гражданских авиалайнеров бытовыми лазерами. Но известно, что злоумышленников ищут, и в случае поимки отделаться "легкими" статьями и наказаниями за мелкое хулиганство им не удастся.
Даже если будет установлено, что баловались дети, преступление может быть квалифицировано по тяжкой статье, поскольку могло привести к крайне серьезным последствиям.
В Росавиации обеспокоены участившимися случаями, говорится в сообщении пресс-службы ведомства. Более того, использование лазеров для ослепления может быть причислено к применению оружия. Это связано с тем, что в 1999 году Россия ратифицировала дополнительный протокол к международной конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия. В протоколе 4 статьи 2 говорится о том, что стороны обязаны принимать все возможные меры предосторожности, чтобы не вызвать слепоту у человека.
Вчера руководитель пресс-службы ГУВД Ростовской области Алексей Полянский сообщил журналистам, что уже установлен источник применения лазера. По словам офицера, он находился в районе Нахичеванского рынка. "Полицейские опрашивают возможных очевидцев", - сказал Полянский. По его словам, практика показывает, что подобные случаи могут повториться. "Предполагаем, что в ближайшее время будут еще подобные случаи, потому что есть категория граждан, для которой дурной пример является поводом для подражания", - сказал он.
Подготовил Тимофей Борисов
"Горячая линия"
Росавиация просит сообщать в Управление инспекции по безопасности полетов (тел. (499) 231-59-14, (499) 231-54-11, IBP2@scaa.ru), а также в полицию, любую информацию, которая позволила бы выявить тех, кто ослепляет самолеты.
Опасность лазера не столько в цвете его луча, сколько в мощности излучения.
Международными соглашениями определены ее допустимые пределы. Они лежат в диапазоне от 1 мВт до 2,5 мВт на квадратный сантиметр. В этом случае возможна кратковременная потеря зрения без необратимых последствий для глаз. Считается, что зеленый луч оказывает более сильное воздействие на зрение. Так Пентагон снабжает своих военных в Афганистане лазерными приборами Glare LA-9/Р, работающими в зеленом диапазоне. Они позволяют временно ослеплять противника на дальности до четырех километров.
В России разработаны лазерные устройства, которые выводят из строя вражескую оптику. При этом "лазерные пушки" стреляют только по военной оптике - биноклям, прицелам снайперских винтовок, приборам наблюдения боевых машин.
Применение военных лазеров ограничено международными конвенциями и внутренними документами. Поэтому даже во время активной фазы контртеррористической операции на Северном Кавказе антиснайперские лазерные устройства не использовали. А вот использование лазерной техники в быту никакими нормативами не ограничивается. Поэтому самую большую опасность для мирных граждан представляют не боевые лазеры, а обычные "указки", которые можно купить без всяких ограничений.
Вот типичный образчик рекламы такой продукции, размещенной в одном из интернет-магазинов: "Мы продаем супермощные зеленые(!) лазеры! Их колоссальная мощность позволяет проводить различные опыты и лазерные шоу. Наши лазеры прожигают все, кроме металла!" Пытливым, но недалеким умам даже предлагают подсвечивать такими лазерами облака. А почему бы не попытаться подсветить самолет?
Кстати, не только в России балуются криминальными по своей сути подсветками. В 2009 году полиция Тель-Авива арестовала пятнадцатилетнего подростка, который просто ради смеха ослепил лучом лазерной указки пилота полицейского вертолета, который лишь чудом не разбился.
Валерий Шелковников,
член правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президент Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":
- К сожалению, подобного рода "баловство" не редкость. За границей в том числе. Так, на минувшей неделе в США были ужесточены санкции в отношении хулиганов с лазерной "указкой". Поводом к тому послужила "свежая" история с пилотом авиакомпании "Дельта Эрлайнз" капитаном Чадом Смитом. Он летел на высоте 6000 футов и уже подходил к аэропорту в Оклахома-Сити, когда неожиданно увидел вспышку в углу глаза. "Это было похоже на молнию, - рассказал Чад Смит, - за исключением цвета - зеленого". Причем зеленый свет осветил кабину самолета не один раз.
Смит говорит, что его поразила интенсивность и сила луча. Летчики сумели нормально посадить самолет. Однако все могло обернуться катастрофой, если бы лазер ослепил экипаж.
Число сообщений пилотов о случаях ослепления лазером устойчиво растет во всем мире. То же FAA сообщает, что с 2005 года, когда управление начало вести учет подобных случаев, их число почти удвоилось - с 1527 до 2836. По мнению экспертов, рост связан, вероятно, с возросшей доступностью дешевых и мощных лазерных указателей. Поскольку случаев судебного преследования за незаконное использование лазеров было относительно немного, официальные лица говорят, что у них нет портрета типичного представителя нападающих. Чиновники признают, что определить местонахождение людей с лазерами трудно. И все-таки иногда это удается.
Кстати, Европейская ассоциация пилотов авиакомпаний разработала памятку по действиям для летных экипажей, испытавших лазерную "атаку". Вот некоторые советы:
Подготовили Наталия Ячменникова, Сергей Птичкин.