Курганский бизнесмен лишает жилья 29 человек, в том числе детей, пенсионеров и инвалидов. Суд - на стороне закона, городские власти не вмешиваются в ситуацию.
12 килограммов переписки
На днях Владимир Нехаев получил письмо с требованием освободить квартиру. Из документа он узнал, что их дом снова продали и у здания новый собственник. Кажется, пятый по счету. Письмо уведомляло: дом N 68а по улице Дзержинского является нежилым, помещение предоставлялось для временного проживания, если откажетесь передать ключи от квартиры, будет суд.
Нехаев живет в этом доме пятнадцать лет, сам его строил.
- Квартиру я получил по решению профкома и администрации предприятия в порядке очередности, - рассказывает Владимир. - Никто не говорил, когда мы вселялись, что это временное жилье, у всех жильцов прописка постоянная.
Обидно мужику: всю жизнь работает на одном предприятии, а квартиру не заработал! Он пришел в автотранспортное предприятие в конце 70-х. Как устроился водителем, так и крутит баранку. В новый дом водитель переехал с семьей еще в 1996 году. И вот на тебе - выселение!
Нехаев не сомневается, что собственник выполнит угрозу. Двое других соседей: семья Енбаевых и Лилия Курапова уже получили из суда решения о выселении.
Муж 63-летней Лилии Кураповой Василий Шмеров работал в "Курганавторесурсе" экскаваторщиком. Квартиру получил, как все, по решению профкома. Не перенеся унижения, умер от инфаркта.
Вдова решила побороться за конституционное право иметь крышу над головой. В архиве Кураповой 12,5 килограмма документов по истории дома. Масса копий разных протоколов, экспертиз, постановлений, судебных решений, писем, запросов и ответов от представителей власти, правоохранительных органов, правозащитников... Но ничего утешительного в кипе бумаг для жильцов нет.
Квартира без ордера
История дома такова. В 1990 году Министерство автомобильного транспорта РСФСР поручило акционерному обществу "Курганавторесурс" реализацию автобусов местного завода. Предполагалось, что по разнарядке министерства за автобусами будут приезжать водители других регионов России. А чтобы им было где отдохнуть, построили дом рядом с предприятием. 28 октября 1993 года объект сдали в эксплуатацию. Но ни одного дня это здание по своему назначению не использовалось. С начала стройки все знали: в доме будут жить работники предприятия.
- Я был в то время председателем цехкома, членом объединенного профкома предприятия, - рассказывает бывший работник ОАО Геннадий Пономарев. - Сам участвовал в распределении квартир. Для иногородних водителей была отведена одна комната, остальные отданы очередникам. Некоторым сразу предоставлялись двухкомнатные квартиры. Всех вселившихся официально сразу же прописали.
Ордеров, правда, не выдали. А жильцы их не потребовали. И, как выясняется, зря. В 1997 году дирекция ОАО "Курганавторесурс" предложила рабочим подписать соглашение, где она обязуется "предоставить своим сотрудникам и членам их семей временное жилье в гостинице" до предоставления им другого жилья. Люди соглашение приняли, не подозревая, что подписывают, по сути, себе приговор. Они не интересовались, почему бытовое здание вдруг стало гостиницей, не уточняли, кто им должен улучшить жилищные условия или предоставить другое жилье... "Доверяли", - сетуют сейчас.
Следующим шагом ОАО стало понуждение работников заключить с ним договоры аренды и, как показывает развитие событий, в конечном итоге добиться освобождения квартир. Чтобы заставить людей подписать договор аренды, собственник шел на все. Например, произвольно менял тарифы. В 10 раз (с 13 до 132 рублей за квадратный метр) взвинтил плату за пользование жильем, отказывал в льготах инвалидам. Люди никаких бумаг не подписывали, тогда ОАО подавало в суд, и договоры аренды признавались заключенными. А спустя некоторое время жильцы получили предписания освободить занимаемые площади в связи... с расторжением договора аренды. Тех, кто не соглашался, выселяли через суд. Суд мотивирует решение о выселении тем, что жилье было предоставлено во временное пользование, кроме того, дом нежилой, да еще и находится в производственной зоне.
Сегодня в десяти квартирах этого дома проживают 29 человек, в том числе 7 детей, 6 пенсионеров, 5 инвалидов.
На произвол судьбы
Люди не понимают одного: если этот дом нежилой и расположен в производственной зоне, почему их тогда вселили? Считают, что ответственность должна разделить с ними и власть, которая потворствовала нарушению закона.
Кстати, в 2001 году генеральный директор ОАО "Курганавторесурс" Владимир Жеребятников просил администрацию города дать разрешение перевести здание из бытового в жилое. Город отказал, сославшись на то, что "указанное здание предназначено для временного пребывания в нем людей, расположено в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и не подлежит переводу в категорию жилых по санитарным нормам".
Письменное сообщение Жеребятникова о том, что "руководством предприятия было принято решение о заселении здания под жилой дом" и что "в настоящее время в доме проживают 12 семей работников предприятия, заселенных согласно утвержденной очередности", судя по всему, осталось без внимания. И тогда никто не спросил гендиректора, почему в промзоне восемь лет живут люди?
Власть и сейчас не сильно озабочена судьбой людей. На все свои запросы в мэрию жильцы получают ответы, как под копирку.
Пенсионерка Лилия Курапова смогла вымолить у Фемиды отсрочку на выселение. Что будет с ней потом - страшно подумать.
- Идти абсолютно некуда, - говорит женщина.
Ее соседи тоже пребывают в тревожном ожидании: ждут повестки в суд. Поначалу писали письма во все инстанции, потом поняли: никому они не нужны.
За долгие годы контора несколько раз поменяла организационно-правовую форму и название. Нынешний генеральный директор ООО "Таганка" Владимир Жеребятников от встречи с корреспондентом "РГ" отказался: "Мы действуем в рамках закона". Но интересно другое - позиция местной власти. Цитирую ответ заместителя председателя Курганской городской Думы Вячеслава Тяжельникова:
"Объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Курган, ул. Дзержинского, 68а, является бытовым зданием для транзитных водителей. Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом... Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность обществ с ограниченной ответственностью. Кроме того, граждане проживают в здании на основании договоров аренды, что не противоречит действующему законодательству".
Николай Мочегаев, заместитель председателя Курганского областного суда по гражданским делам:
- По-человечески я понимаю бывших работников автопредприятия - им предоставили помещения, и они туда вселились. Но они живут в доме не по договору коммерческого найма, не по соцнайму, а как в обычном нежилом помещении. Собственник поставил вопрос о выселении, имея на то все законные основания. Если бы это был жилой дом, то практически оттуда никого нельзя было выселить. Понимая непростую ситуацию, в которую попали люди, суд старается, насколько позволяет законодательство им помогать. Например, когда жильцы обратились в суд с жалобами на неимоверно высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, суд поправил собственника и встал на защиту квартиросъемщиков. По мере возможности даем гражданам отсрочку на выселение. Дальнейшую судьбу жильцов дома, считаю, должна определить местная исполнительная власть, которая обязана была контролировать, почему людей поселили в здание, расположенное в промзоне.