Юрий Башмет исполнил на альте всё, что возможно, и то, что казалось невозможным. Он первым в исполнительской практике дал сольные альтовые концерты в крупнейших залах мира. В 2008 году его камерный ансамбль "Солисты Москвы" стал лауреатом премии "Грэмми". Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный столь престижной премии за всю ее 50-летнюю историю. Специально для Башмета написаны десятки произведений, в честь него проводится не один фестиваль, в том числе фестиваль Юрия Башмета в Минске. Указом Президента Республики Беларусь "за значительный личный вклад в развитие белорусско-российских культурных связей" Юрий Башмет награжден белорусским орденом Франциска Скорины.
Поводом для этой беседы стало присуждение Юрию Башмету специального диплома номинанта премии Союзного государства в области литературы и искусства 2012 года.
- Юрий Абрамович, как вы восприняли выдвижение вас на премию Союзного государства?
- Во-первых, очень приятно, когда тебя хвалят. Сам себя критикуешь сильнее любого критика. Во-вторых, похвала придает силы продолжать свое дело и открывает новые пути. Мы всегда накануне нашего фестиваля в Минске получаем приветствие от Президента Беларуси Александра Лукашенко. И это нас еще больше вдохновляет.
- Почему один из ваших многочисленных фестивалей проходит именно в Минске?
- Это не голые слова, но с тех пор, как мы стали независимыми, друг по дружке скучаем. У меня фестиваль в Италии, несколько - в России. В Минске фестиваль поддержали Министерство культуры Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь.
- Состоится ли фестиваль в этом году?
- Да, он будет в первой декаде октября, когда в Минске наступает "бабье лето", устраиваются народные гулянья в парках, выступления фольклорных народных коллективов из России и Беларуси. В Минске отремонтировали театр, где мы выступаем, в нем хорошая акустика. У меня в Беларуси - уже своя преданная публика.
- Юрий Абрамович, вас выдвигают на премию за концертные выступления 2006-2009 годов. Что в них особенного?
- Один фестивальный день, например, по традиции посвящался смешению стилей: такая программа называлась "Классика встречает джаз", "Классика - джаз - популярная музыка". Необычным был проект с группой "Браво", с Игорем Бутманом на одной сцене.
Закрытие одного из фестивалей проходило с участием Президентского оркестра Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарыкина, с "Тенорами ХХI века", солистами Большого театра и театра "Ла Скала"... В фестивале принял участие знаменитый скрипач Гидон Кремер, обладатель "Грэмми", приезжали лучшие музыканты мира. Ассоциация Страдивари привозила знаменитые скрипки. Играли на них молодые белорусские музыканты. Удача для молодого музыканта - услышать, как звучит такой уникальный инструмент, сыграть на нем. За годы существования фестиваля мы выросли качественно и количественно, создали Молодежную музыкальную академию в Минске. Дело это хлопотное.
- Как идет работа академии?
- В Минск приезжают известные музыканты, профессора из разных стран мира. Они дают мастер-классы, Виктор Третьяков и я в том числе. Мастер-классы проходят с полным аншлагом. Сначала звучат вопросы и ответы, затем молодой альтист играет произведение перед аудиторией, а я с ним работаю, подсказываю, как лучше играть, и т.д. У нас впервые на постсоветском пространстве через мастер-классы организуется общность молодых талантливых людей, выходцев из бывших республик СССР. Но даже им приехать и поступить в Московскую консерваторию, которая раньше собирала отовсюду таланты, сегодня не так просто. А если поступил, плати деньги за учебу.
- Союзное государство позволяет белорусам учиться в России за счет бюджета.
- За это честь и хвала Союзному государству. И все же вести молодежную академию в Минске нам показалось уже маловато. Мы решили открыть Детскую музыкальную академию в Новокуйбышевске, это - рядом с Самарой. Так что скоро в России появится младшая сестра минской молодежной академии.
- Как пришла к вам эта идея?
- Ко мне обратились с просьбой дать мое имя новокуйбышевской детской музыкальной школе. Я согласился. Это - первая музыкальная школа моего имени. Мы приехали в Новокуйбышевск на гастроли, я пошел в школу, чтобы познакомиться. Стоит абсолютно разрушенное здание, вся улица - словно после войны, но зато на фасаде школы висит золотая табличка с моим именем. Я сказал, что либо снимите табличку, либо отремонтируйте здание. Школу отремонтировали. Через год снова побывал в школе, теперь она уже с евроремонтом. Говорю, что теперь контраст только увеличился, так как школа стоит на разрушенной улице. Власти пообещали отремонтировать и улицу, а мне дать звание почетного строителя. Вдогонку я им напомнил, что у них также плохой железнодорожный вокзал. Теперь в школе - два новых рояля. Министр связи России прислал два стационарных компьютера. На базе этой детской школы мы открываем детскую академию, куда, я думаю, будут приезжать и белорусские ребята.
- Альт - очень скромный инструмент, но вы превратили его в солирующий. Как это удалось?
- Важно, что ты хочешь и можешь сказать.
- Помните свой первый инструмент?
- Это был фабричный альт за 90 советских рублей.
- Сегодня перед концертом вы репетировали часа два. И так всегда?
- Сегодня мы исполняли два очень больших произведения: четвертую симфонию Чайковского и симфонию Берлиоза "Гарольд в Италии" с солирующим альтом. Поэтому без подобной репетиции не обойтись.
- Юрий Абрамович, хотели бы вы выступить на "Славянском базаре" в Витебске?
- Я уже выступал. Впервые сыграл там настоящую импровизацию. От злости. Было очень холодно. Лил дождь. Зал был открытым.
- Сегодня летний амфитеатр, где проводится фестиваль, - под крышей, и мы надеемся, что вы его посетите в следующем году уже в качестве лауреата.
- Конечно, надо только обозначить дату.
- Что еще в планах?
- Завтра улетаю во Львов к отцу. В Воронеже будет симфонический концерт, потом - в Стамбуле. Приеду на два концерта в академию в Минске...
От редакции "СОЮЗа"
Этой беседой мы начинаем обсуждение произведений номинантов на премии Союзного государства в области литературы и искусства 2012 года. Свои мнения присылайте на адрес: info@mkrf.ru.