Власти Белоруссии впервые столкнулись с негативной реакцией населения на рыночные реформы. Причем это первые крупные протесты со времени начала девальвации.
После подорожания бензина за последний месяц почти на 50 процентов Александр Лукашенко был вынужден приказать снизить цены, самое меньшее на 13 процентов.
Однако если инфляция увеличится до 50-70 процентов, что в один голос пророчат эксперты и уже не скрывают в белорусском правительстве, скачки подорожания топлива и продуктов питания окажутся далеко не последними. И более резкими.
По словам Лукашенко, вскоре бензиновые цены "привяжут к курсу доллара, когда стабилизируется". Речь, по сути, идет о приближении курса белорусского рубля к реальному. Сегодня, напомним, официальный курс - примерно пять тысяч рублей, это почти вдвое ниже рыночного.
Вопрос только в том, какими дозами и за какое время произойдет такое сближение. Именно по мере дальнейшей девальвации рубля будет неизбежным дальнейшее удорожание товаров и услуг.
По словам Лукашенко, если курс доллара на местном рынке будет расти, то придется повышать стоимость бензина на 2-3 процента в квартал. Он также объявил, что объемы топлива, выделяемого на обслуживание автомобилей администрации президента и правительства, будут урезаны вдвое. Об этом сообщает БЕЛТА.
Напомним, пока власти ввели 10-процентный порог удорожания продуктов. И будут, что называется, рубить "ценовой хвост" по мере его роста. Сейчас Белоруссия столкнулась только с первыми последствиями "шоковой терапии", недопущение которой не раз гарантировал белорусский президент. Общество оказалось явно не готово к материальным потерям, неизбежным при переходе от гарантированной ценовой и в целом социальной стабильности к реалиям рынка.
Об этих неизбежных последствиях для Беларуси на днях предупредил замглавы Минфина России Сергей Сторчак. По его мнению, монетарный кризис в Белоруссии завершится не раньше чем через полтора года. Причем возможное получение кредитной помощи от МВФ, что Россия приветствует, ускорит рыночные реформы и может позволить Минску, как полагает замминистра, преодолеть кризис за 15-18 месяцев.
Но, как утверждает Сергей Сторчак, приватизация активов - вовсе не главное, а одно из условий кредитной помощи Минску, которая поступит в ближайшее время из антикризисного фонда ЕврАзЭС. При этом он провел аналогию нынешней ситуации в Беларуси с российской ситуацией 1998-1999 годов. "Получается, как у нас было в 1998 году: сперва глубокое падение, а потом быстрый "отскок" и быстрое восстановление. Если только линию на единый валютный курс и на использование рыночных инструментов управления экономикой они выдержат", - подчеркнул замминистра финансов.
Тем временем некоторые белорусские регионы, особенно приграничные с РФ, рискуют уже в ближайшие дни остаться без российского электричества. "Интер РАО ЕЭС" может сократить экспорт в Белоруссию почти вдвое из-за долгов "Белэнерго". Из-за валютного кризиса Минск не платит за получаемую из России электроэнергию с марта 2011 года. В итоге задолженность перед "Интер РАО ЕЭС" уже достигла полутора миллиарда рублей.
Уже с 9 июня российский поставщик планирует вдвое сократить поставки электроэнергии, а затем полностью их прекратить, если Минск не начнет погашать свою накопившуюся задолженность. А чтобы избежать отбора газа из транзитных сетей, по которым Москва направляла электроэнергию в Литву и Калининградскую область, теперь эти потоки идут не через Белоруссию. Впрочем, пострадать могут приграничные белорусские районы, так как в основном туда идет российский ток.
Между тем
По последним данным Белстата, золотовалютные резервы Белоруссии продолжают уменьшаться. За январь-май 2011 года эти резервы, рассчитанные по методологии МВФ, составили 3 миллиарда 593,1 миллиона долларов, сократившись по сравнению с началом текущего года на 28,6 процента. Только за май этот показатель снизился на 5,3 процента.