Думаю, что сотрудничество с Россией в области науки и технологий в целом носит позитивный характер. Определенные трудности (чаще всего административные) могут возникать только при подготовке к проведению исследований. А совместная работа ученых всегда проходит хорошо.
С 1999 года у нас установилось хорошее взаимопонимание с российским Минобрнауки. Тогда было заключено соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Россией. В отличие от подобных соглашений, которые существуют у нас с другими странами, оно предполагает работу не только с чиновниками, но и сотрудничество в рамках тематических рабочих групп, которые, пользуясь, в том числе, и мнением экспертов из различных областей научных знаний, принимают участие в разработке и обсуждении приоритетов совместных действий. Особенно плодотворное сотрудничество сложилось в сферах био- и нанотехнологий.
Впрочем, это лишь фрагмент общей картины. Значительную часть научного сотрудничества с Россией осуществляют отдельные страны ЕС на двусторонней основе.
Особое внимание в программе, которая придет на смену 7-й рамочной программе ЕС по науке и технологическому развитию, будет уделено инновациям. И мне кажется, это удачно коррелирует с инициативой "Партнерство для модернизации". Кстати, буквально на днях мы обсуждали с представителями ряда российских министерств возможность добавления информации о России в Innovation Union Scoreboard (Табло инновационного союза). Это один из основных инструментов оценки развития инновационной деятельности стран - членов Европейского союза, а также их сравнения относительно показателей других промышленно развитых стран. Данная мера позволит наладить более эффективное сотрудничество между Россией и ЕС в области инноваций.
ЕС заинтересован в развитии сотрудничества с российскими учеными. Ведь Россия очень сильна в целом ряде фундаментальных наук. В космических исследованиях мы вообще зависим от России. Если однажды европейцы захотят полететь на Марс, они не смогут сделать это без участия российских ученых. Россия умеет создавать ядерные двигатели, а Европа - их миниатюризировать.
В этом смысле очень перспективной мне кажется инициатива по проведению так называемых конкурсов мегагрантов, запущенная Россией в прошлом году. Это серьезный опыт по привлечению Россией иностранных экспертов к участию в оценке конкурсных заявок и отборе лучших проектов. Ученые, ставшие обладателями таких грантов, должны создать исследовательскую группу в российском ВУЗе и проводить в России не менее четырех месяцев в году. Это отличный способ обмена опытом, выгоду от которого получают все участвующие стороны.