Единственный ребенок растет не хуже других детей, если его понимают родители.
"Быть единственным ребенком - это уже иметь в себе болезнь". Вывод американского психолога Стэнли Холла в свое время сильно напугал общественность. Но он был сделан 100 лет назад, с тех пор семейная жизнь сильно изменилась, во многих сегодняшних семьях растет по одному ребенку. И болезнью это никто уже не считает.
По правилам взрослого
"Я чувствовал, что меня направляет по жизни не слепой случай, а любящая рука, и невидимое отцовское сердце бьется ради меня", - с этих слов начинается автобиография Ханса Кристиана Андерсена. Большинство единственных детей растут именно с таким глубинным чувством надежности мира и собственной защищенности.
Он один, ради него - все, на него работает вся семья. Но и спрос с него, как правило, высок, не распределяясь, как в больших семьях, на всех детей. Это внимание со стороны родителей - любящее, но строгое - заставляет маленького человека с максимальной требовательностью относиться к себе.
Поскольку вокруг него нет братьев и сестер, с которыми он мог бы себя сравнивать, единственный ребенок более восприимчив к взрослым стандартам - сын и говорит как отец, и реакции у него отцовы, и свое ребячье слово он стремится держать не слабее отца. Он всегда может рассчитывать на твердую взрослую руку, будучи один, он часто обращается за помощью к вам и легко ее принимает. Соответственно, взрослые не должны забывать, что тут они имеют больше возможностей влиять на развитие личности своего ребенка, внимательнее, чем в многодетных семьях, отслеживать его поведение.
Общаясь главным образом со взрослыми, единственный ребенок, как правило, быстрее развивается. Он, слушая взрослых, получая правильные ответы на свои вопросы, быстрее усваивает сведения из разных областей знаний и легко учится высказывать собственные мысли и суждения. Он имеет великолепную возможность из первых уст узнать и усвоить правила поведения: благодарить за оказанную любезность, вежливо разговаривать, терпеливо сидеть в гостях...
Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок, да, менее игрив и общителен, но зато растет усидчивым, непринужденно и спокойно себя чувствует наедине с собой. Одна моя знакомая волновалась, не будет ли у ее дочки мало подружек - та малышом просидела дома, в одиночестве возясь с игрушками и книжками. Но нет, в школе у Таньки было ничуть не меньше знакомых, чем у ребят из многодетных семей. А те самые книжки сослужили ей службу - в школе она усидчива, старательна, несуетлива, вот только не любит физкультуру. Единственно что - уж больно расстраивается, если у нее все не выходит на "ять"!
В стране великанов
Как же вы, мамы, бдительны! Все-то вы видите, всегда-то вы тут как тут. Вот малыш никак не может застегнуть пуговицу, но старается, старается... До тех пор, пока мама не отодвинет его руки и не застегнет сама. А в следующий раз он лишь изобразит попытку и сразу ждет помощи!
Окруженные постоянным вниманием, "единственные" начинают воспринимать эту помощь как само собой разумеющееся и требуют ее, когда надо и не надо. Они начинают чувствовать силу в своей слабости и начинают злоупотреблять вниманием и заботой окружающих, нередко ревнуют родителей к работе или к друзьям.
"Единственный" нередко ощущает себя Солнцем, вокруг которого вращаются планеты-спутники - его семья. Попадая в школу, он оказывается в ситуации сравнения с другими детьми, изо всех сил борется за то, чтобы поддержать привычный образ себя. Если, например, в школе не складываются привилегированные отношения с учителем, не привыкшие делить с кем-то еще внимание взрослых, они, пусть и успевая в учебе, чувствуют обиду и разочарование, теряются или становятся неадекватно агрессивными при малейшем конфликте с одноклассниками.
Общение лишь со взрослыми может оказать и невротизирующее воздействие на ребенка. Быть одному - маленькому в "стране великанов" - не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя с братьями и сестрами, видя перед собой лишь недосягаемых, всемогущих и неумолимо строгих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, свое несовершенство. Особенно если окружающие его стеной взрослые - а в семьях с одним ребенком нередко складывается соотношение "восемь на одного" - все как один ждут от него успехов. "За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение, - сетует Алан Фромм в книге "Азбука для родителей". - Недостатка в советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства".
Свобода, а не теплица
Единственные дети, воспитанные в неуемной опеке и неге, либо боятся окружающего их мира и вырастают застенчивыми "буками", не умеющими взаимодействовать с людьми, или привыкают к своей исключительности и на всю жизнь остаются "маленькими деспотами".
Так что всеми силами боритесь со своим стремлением ограждать ребенка от мира, растить его в теплице! Ему нужен свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. И поэтому позаботьтесь, пожалуйста, чтобы ваш единственный ребенок не был один. Пусть вокруг него будет больше друзей, подружек и одноклассников, у него появится возможность сравнивать себя с другими детьми! Больше гуляйте, выбирайтесь на пикники, во время которых малыши проводят время в кругу детей ваших знакомых: там они узнают правила общения в других семьях, учатся подчиняться другим взрослым.
Единственному ребенку необходима большая "родня". Друзья - это отлично, но родственные связи - это совсем другое, это гораздо глубже, чем просто общность вкусов и интересов. Пусть у ребенка нет родных братьев или сестер, но ведь есть двоюродные, троюродные, четвероюродные. С "ранних ногтей" воспитывайте в нем доброе отношение к окружающим его людям: к бабушке, дедушке, дяде, тете, крестному. Справьтесь, если требуется, с собой и подавайте ребенку пример такого отношения.
Успех воспитания единственного ребенка зависит от всем известных вещей. Прислушивайтесь, присматривайтесь к нему, поддерживайте с ним открытые отношения. Единственный ребенок развивается не хуже других детей, когда его понимают родители.
30 процентов американских семей имеют одного ребенка.